18 Март 2011

Управление ВЭД




Однако национальные активы, отданные под залог нерезидентам, относятся к резервным активам. Таким образом, основной критерий отнесения или неотнесения того или иного актива к числу резервных заключается в определении того, может ли правительство или центральный банк осуществлять реальный и прямой контроль над ним. В узком смысле слова они могут контролировать только те активы, которые им принадлежат. Однако, поскольку правительство осуществляет контроль над всей территорией страны в широком смысле слова, практически любой актив, принадлежащий резидентам данной страны, попадает под его контроль. Но в целях платежного баланса контроль над резервами считается реальным и прямым, только если ими владеют денежные власти. Если коммерческие банки на законных основаниях владеют зарубежными активами, но операции с ними могут совершать только на условиях, установленных денежными властями, то считается, что денежные власти имеют прямой и реальный контроль и над этими активами. К числу резервных активов относятся также высоколиквидные активы правительства. Например, счета правительства в иностранной валюте являются резервным активом, тогда как принадлежащие государству особняки или земля за рубежом являются иностранным активом, но не могут считаться резервным активом, поскольку этот тип актива недостаточно ликвиден (не может быть быстро превращен в наличные деньги и использован для целей финансирования платежного баланса).
Разумеется, резервные активы не лежат мертвым грузом, они инвестируются в высоколиквидные и обычно максимально надежные денежные инструменты на мировом финансовом рынке — казначейские векселя, акции крупных компаний, часть просто кладется на депозиты в иностранных банках. Специфическим случаем инвестиций резервных активов является покупка векселей Мирового банка, который использует собранные средства на помощь развивающимся странам. Остатки на валютных счетах правительства, кредиты, предоставленные международным орга-низациям, валютные свопы центрального банка с коммерческими также считаются резервными активами. Если некоторая страна предоставляет в какой-либо форме валютные средства зарубежной стране, то эти средства могут считаться резервным активом страны-кредитора только в случае, если они выплачиваются должником по первому требованию кредитора, погашаются за счет резервных активов должника и являются обязательством пе-ред центральным банком или правительством страны-кредитора. Если эти три условия не соблюдаются, то предоставленные зару-бежному государству средства перестают считаться резервными активами страны-кредитора.
В целом резервные активы, изменение которых показывается «под чертой» в платежном балансе, представляют собой сумму следующих активов:
» Монетарное золото — золото пробы не ниже 995/1000, находящееся в хранилищах ЦБ или правительства, которое в лю-бой момент может быть продано за иностранную валюту на ми-ровом рынке или международным организациям. Немонетарное золото может находиться в распоряжении любого резидента и не считается резервным активом. Денежные власти могут увеличи-вать свои запасы монетарного золота путем его монетизации — покупки в государственные резервы добытого золота и приобре-тения товарного золота на частных рынках. Денежные власти мо-гут также продавать часть монетарного золота из запасов, тем са-мым демонетизируя его;
» Специальные права заимствования (СДР) — выпускае-мый МВФ искусственный резервный актив, который распределя-ется между странами-членами в соответствии с их квотами и ко-торый может быть использован для приобретения иностранной валюты, предоставления займов и осуществления платежей. Страны могут приобретать СДР друг у друга, осуществлять пла-тежи в СДР. Однако СДР представляют собой не более 3% ре-зервных активов мира и в практических целях не играют сущест-венной роли;
» Резервная позиция в МВФ — сумма резервной транши (доли) страны в МВФ и долга со стороны МВФ этой стране. Ре-зервная транша составляет 25% квоты страны в капитале МВФ и может быть получена страной назад практически без каких-либо условий. Покупки иностранной валюты за национальную в рамках резервной транши, которая не считается кредитом МВФ, так же как и получение кредита МВФ, приводят к увеличению резервных активов покупающей страны;
» Валютные активы — обычно наиболее значимая часть международных активов, состоящая из требований к нерезидентам в форме иностранной валюты, банковских депозитов, правительст-венных ценных бумаг, других ценных бумаг, финансовых дериватов, акций частных предприятий и требований, возникаю-щих в результате соглашений между национальным и иностран-ными ЦБ, а также правительственными органами;
» Прочие требования — остаточная категория, включаю-щая все остальные требования в иностранной валюте (наличной валюты или депозитов) или ценных бумагах, которые могут быть включены в определение международных активов ЦБ.