18 Март 2011

Управление ВЭД




СНС является ориентиром для подавляющего большинства стран мира при составлении макроэкономической отчетности, анализе текущей экономической ситуации и разработке прогнозов экономического развития. Она имеет следующие характеристики: СНС применима для любой страны современного мира независимо от уровня ее социально-экономического развития; СНС связывает различные типы экономической деятельности за определенный промежуток времени; СНС используется на различных уровнях агрегирования: на уровне институциональной единицы (экономических агентов), группы институциональных единиц (отраслей) или экономики в целом; СНС обеспечивает междуна-родную сопоставимость экономической информации, поскольку основана на международно-согласованных определениях, клас-сификациях и правилах отчетности; СНС применяется для теку-щего экономического анализа и принятия стратегических решений в области экономической политики.
Основой учета в СНС является институциональная единица, которая выступает экономическим агентом при совершении эко-номических операций.
Институциональная единица (institutional unit) — это эко-номический агент, который может владеть товарами и ак-тивами, иметь экономические обязательства и от своего лица осуществлять сделки с другими агентами.
СНС различает два основных типа институциональных еди-ниц — физические лица (домашние хозяйства) и юридические лица (предприятия). Юридические лица далее разделяются на те, что занимаются производством, и правительственные учреждения.
В рамках СНС все институциональные единицы объединены в пять групп, которые, по сути, представляют собой основные секторы экономической деятельности, рассматриваемые по при-знаку действующих в них экономических агентов. В их числе:
» Нефинансовые корпорации (non-financial corporations) — институциональные единицы, занимающиеся производством то-варов для рынка и нефинансовых услуг (предприятия). Нефинан-совая корпорация — основная институциональная единица реаль-ного сектора;
» Домашние хозяйства (households) — все физические лица, которые действуют в экономике, продают свою рабочую силу, производят и потребляют рыночные товары и услуги. До-машние хозяйства — институциональная единица реального сек-тора;
» Неприбыльные институты (nonprofit institutions) — юридические лица, которые занимаются предоставлением неры-ночных услуг домашним хозяйствам и основаны на добровольном участии физических лиц. Неприбыльные институты — инсти-туциональная единица реального сектора;
» Правительственные учреждения (government agencies) — институциональные единицы, которые помимо выполнения своих политических функций и функций регулирования экономики занимаются производством нерыночных товаров и услуг для индивидуального или коллективного потребления и перераспределением доходов. Правительственные учреждения (министерства), включая правительственные фонды (социального обеспечения), — основная институциональная единица правитель-ственного сектора;
» Финансовые корпорации (financial corporations) — ин-ституциональные единицы (банки, финансовые компании), осу-ществляющие финансовое посредничество или вспомогательные финансовые услуги. Финансовая корпорация — основная инсти-туциональная единица денежного сектора.
Виды макроэкономических счетов
Если счета национального дохода и ВНП, государственного бюджета и платежного баланса фиксируют потоки денежных средств и материальных ресурсов, то денежные счета являются счетами запасов. Таким образом, счета в рамках СНС могут от-ражать:
» Потоки (flows), которые определяют деятельность дан-ной институциональной единицы за определенный промежуток времени. Потоки осуществляются через операции и также могут быть финансовыми и нефинансовыми;
» Запасы (stocks), которые характеризуют остаточную ве-личину какого-либо показателя на данный момент времени.
В рамках СНС составляются макроэкономические счета, ко-торые условно можно разделить на три группы:
» текущие счета отражают стоимость объемов произ-водства товаров и услуг, создание дохода, его распределение, пе-рераспределение и использование на потребление или сбережение;
» накопительные счета отражают приобретение и про-дажу финансовых и нефинансовых активов и пассивов инсти-
туциональными единицами;
» балансовые счета показывают стоимость активов и пассивов на начало и на конец отчетного периода.
Каждый из счетов определяет важнейший макроэкономиче-ский показатель, который является его балансирующей статьей (таблица 1.1).
Таблица 1.1
Макроэкономические счета в СНС
Группа счетов Названия счетов Определяемый показатель
(балансирующая статья)
Текущие счета Счет производства Валовой/чистый внутренний продукт экономики в целом, валовая/чистая добавленная стоимость в отраслях
Счет создания и размещения дохо-да Выплаты занятым, налоги на производство и импорт (за вычетом субсидий), резервный капитал, проценты и дивиденды, валовой (чистый) национальный доход
Счет распределе-ния дохода Налоги на доходы и имущество, текущие переводы, валовой (чистый) располагае-мый доход
Счет использова-ния дохода Потребление, сбережения, баланс текущих операций
Накопи-тельные счета Счет операций с капиталом Валовые капиталовложения, переводы капитала, изменения в запасах, предоставление и получение займов
Счет финансовых операций Чистые приобретения финансовых акти-вов и пассивов
Счет прочих изме-нений в активах Изменения в активах в результате непредвиденных обстоятельств
Счет переоценоч-ный Доходы и убытки, изменения в собствен-ном капитале из-за доходов и убытков
Балансо-вые счета Счет начальный Нефинансовые и финансовые активы, пассивы и собственный капитал
Счет промежуточ-ный Изменения в собственном капитале, отра-женные на накопительных счетах
Счет конечный Нефинансовые и финансовые активы, пассивы и собственный капитал

Краткие выводы.