18 Март 2011

Управление ВЭД




Определение и изучение внутренней структуры макроэко-номики и места в ней международной экономики и ВЭД в данном курсе связано с рассмотрением ключевых секторов экономической деятельности и взаимосвязей между ними через признанную во всем мире систему национальных счетов, то есть через функ-циональные взаимосвязи, которые отображаются и динами-
чески поддерживаются статистическими данными. Наиболее пол-
но данный взгляд на объект исследования в русскоязычной эко-номической литературе представлен в учебнике А.Киреева [5], в котором автор изложил основные положения методологии пла-тежного баланса, изложенные в изданиях МВФ и обобщенные в одной из последних методологических публикаций «Руководство по платежному балансу» [9], которое используется странами — членами МВФ при составлении национальных платежных балан-сов. Указанное руководство также используется при составлении платежного баланса Республики Беларусь.
Секторы экономической деятельности
При анализе причинно-следственных связей на макроуровне экономику принято представлять в виде следующих четырех ос-новных секторов:
» Реальный сектор (real sector), который также может на-зываться частным нефинансовым сектором и включает домашние хозяйства и негосударственные нефинансовые предприятия. Этот сектор обеспечивает производство и предложение товаров страны на ее внутренний и мировой рынок. Он же предъявляет спрос на товары в целях как личного, так и производственного потреб-ления;
» Бюджетный сектор (fiscal sector), называемый также правительственным государственным или фискальным сектором, сужено представленный государственным бюджетом, служит, прежде всего, для перераспределения доходов. Расходы государ-ственного бюджета являются составной частью агрегированного спроса;
» Денежный сектор (monetary sector), который может также называться финансовым или банковским сектором, пред-ставленный денежными потоками, проходящими через централь-ный и коммерческие банки;
» Внешний сектор (external sector), который включает операции с зарубежными странами каждого из вышеназванных секторов и отражается в платежном балансе.
Сделки между секторами экономической деятельности в большинстве случаев состоят из сделок по передаче права собст-венности на материальные активы и соответствующих им финан-совых сделок по оплате этих активов. Поскольку реальная и фи-нансовая сделки, по сути, являются двумя сторонами одной и той же медали, баланс этих сделок в рамках каждого сектора по оп-ределению должен быть равен нулю.
Если доходы сектора больше его расходов, то получаемый положительный баланс можно считать сбережениями, если же доходы сектора меньше его расходов, то получаемый отрица-тельный баланс можно считать потерей сбережений (отрицатель-ными сбережениями). В любом случае баланс расходов и доходов должен равняться, с противоположным знаком, финансовому ба-лансу. Значит, любые расходы каждого из секторов, которые пре-вышают его доходы, должны финансироваться за счет сбереже-ний, получаемых в других секторах. Например, дефицит государ-ственного бюджета может финансироваться за счет кредитов центрального банка, а потребность инвестиций в промышленность — за счет расходов государственного бюджета. Если же расходы всех секторов национальной экономики превышают получаемые в них доходы, то поддержание равновесия становится возможным только при условии, если эти отрицательные сбережения будут финансироваться за счет сбережений в других странах, то есть притока капитала извне.
В результате внешний сектор можно считать концентриро-ванным отражением всех макроэкономических балансов, сущест-вующих в экономике любой страны, и их взаимодействия с такими же балансами других стран мира. Хорошее состояние внешнего сектора, отражающее нормальное течение международных расчетов, реально свидетельствует о благополучном состоянии экономики страны. Напротив, напряжение во внешнем секторе, отсутствие достаточных средств для покрытия международных обязательств всегда являются ярким свидетельством наличия серьезных внутренних дисбалансов. Поэтому, даже если страна не публикует полные данные о своей экономике и не составляет по международно-принятой методологии платежный баланс, по состоянию ее расчетов с внешним миром можно достаточно точно определить стоящие перед ней проблемы.
Система национальных счетов
Причинно-следственные связи между важнейшими секторами экономической деятельности принято выражать через раз-работанную международными организациями систему нацио-нальных счетов (СНС) .
Система национальных счетов (system of national accounts) — это совокупность международно-признанных правил учета экономической деятельности, отражающих все основные макроэкономические связи, включая взаимодействие нацио-нальной и международной экономики.