18 Март 2011

Основы энергосбережения — курс лекций




Они должны гарантировать тепло-потери ниже максимально допустимого уровня при проектирова-нии и строительстве новых зданий. В некоторых случаях нацио-нальные кодексы применяются также к работам по реабилитации существующих зданий.

Кроме того, функционирует нормативное регулирование эффективности приборов, которое применяется по отношению к отопительному оборудованию, водогрейным системам, а также к холодильникам, стиральным и моечным машинам и другим видам домашнего оборудования. Законодательные акты, закрепляющие эти нормативы могут либо запретить продажу приборов, у которых энергетические характеристики ниже определенного уровня, либо потребовать соответствующей маркировки, инфор-мирующей покупателей об энергопотреблении. Стандарты на приборы и правила маркировки также оговорены законодатель-ными актами.

В Австрии и Германии введено измерение потребления теп-ловой энергии отдельными жилыми домами. Учет тепловой энер-гии, потребляемой жилым домом, входящим в систему централи-зованного теплоснабжения, предполагает выявление фактической стоимости потребленной тепловой энергии. И, если счета за энер-гию, основанные на измеренном потреблении, являются предпо-сылкой к действенной работе по энергосбережению, то необхо-димо и эффективное средство регулирования количества потреб-ляемой энергии.

Управление энергосбережением на транспорте. Транспорт является наиболее нормативно регулируемой сферой. Самым рас-пространенным инструментом влияния на конъюнктуру последней служат высокие налоги на топливо для двигателей. Цены на топливо влияют на решение потребителей о выборе автомобиля, а это, в свою очередь, ориентирует производителей на выпуск тех или иных типов машин. Например, в Италии существуют высокие налоги и цены на бензин, и, как следствие, один из самых эффективных, с точки зрения потребления топлива, авто-мобильных парков Европы. Однако, многие правительства ис-пользуют налогообложение на топливо не столько для стимули-рования эффективности его использования, сколько для пополне-ния своего бюджета.

Директива ЕС требует ежегодной проверки состояния транспортных средств, в том числе и определения характеристик выбросов. В некоторых случаях национальные требования вклю-чают и оценку качества и эффективности использования топлива.

Некоторые европейские правительства в 1980-е годы заклю-чили добровольные соглашения с производителями транспортных средств по повышению эффективности новых автомобилей. В этой связи были достигнуты плановые показатели. Однако, нельзя исключать и того, что факторы внешнего рынка привели бы к аналогичному же результату, даже при отсутствии подобных соглашений.

В ряде европейских государств в течение ограниченных пе-риодов времени применялись субсидии или налоговые скидки для замены транспортных средств. Иногда эти стимулы исполь-зовались для ускорения внедрения каталитических нейтрализато-ров.

В каждой стране существует ограничение скорости практи-чески для всех видов дорог. Прежде всего, оно мотивируется со-ображениями безопасности, но вместе с тем приносит дополни-тельную пользу – экономию топлива.

Такие инструменты, как налоги на покупку и импорт машин, а также ежегодная пошлина на автомобили, безусловно, являются средством увеличения годового дохода. Тем не менее, они также часто разрабатываются для того, чтобы стимулировать спрос потребителя на машины с более высокоэффективным ис-пользованием топлива. Поэтому можно сказать, что структура налогообложения влияет и на производителей автомобилей.

Греция ввела налоговую скидку на новые небольшие авто-мобили с низким уровнем выброса; а для получения налоговой скидки требовалось вывести из обращения старый автомобиль.

Во Франции и Италии действует такой инструмент, как воз-растающий налог на добавленную стоимость (то есть повышен-ный показатель для объема двигателя, превышающего опреде-ленный уровень), который, с точки зрения энергоэффективности, благоприятно влияет на размер транспортного средства. У транс-портных средств на дизельном топливе расход топлива ниже, чем у транспортных средств на бензине, особенно в городском режиме. Поэтому применение дифференцированного налогообложения для бензина и дизельного топлива привело к большему рас-пространению дизельных машин в Европе, что особенно заметно во Франции и Великобритании. Более низкие цены на дизельные автомобили также благоприятствуют им по сравнению с маши-нами на бензине.

С целью преодоления информационного барьера на пути к энергосбережению используется маркировка новых автомобилей по расходу топлива и распространение сведений о потреблении топлива.