18 Март 2011

Основы энергосбережения — курс лекций




энергосбережение. Во многих странах разработаны национальные целевые программы экономии исполь-зования топливно-энергетических ресурсов, которые охватывают обширный комплекс мероприятий по совершенствованию структу-ры потребления энергоносителей, развитию материально-технической базы экономии ресурсов, более полному извлечению полезных компонентов, сбору и использованию вторичного сырья, контролю и учету энергопотребления.

Остановимся на опыте зарубежных стран в сфере управления энергосбережением и применения рациональных технологий ис-пользования энергии.

Так как в государствах Западной Европы преобладают ры-ночные отношения, то и в вопросах совершенствования энерго-эффективности, как правило, стараются избегать правового регу-лирования, отдавая предпочтение информационным программам и программам, повышающим уровень технической осведомлен-ности, весьма осторожно используя нормативное регулирование.

На рисунке 9.1 приведена диаграмма, показывающая, в каких секторах общественной деятельности, по мнению западноевропей-цев, наиболее благоприятно нормативное регулирование. Основной принцип, которого они придерживаются – чем выше энергетическая интенсивность, тем меньше нормативного регу-лирования в этой сфере. Например, в промышленности рынок сам вынудит повышать энергоэффективность, снижать энергоемкость произведенной продукции с целью повышения ее конку-рентоспособности.

Рис. 9.1. Степень возможного нормативно-правового регулирования эффективности,%

Как видно из диаграммы, областью с самым высоким уровнем правового регулирования является транспортный сектор. Это связано с большим числом потребителей, влиянием характера вождения на расход топлива, а также немаловажной ролью про-изводителей машин, улучшающих их экономические показатели использования топлива. Второе место по количеству нормативов занимает строительство. Очевидно, что нормативы наиболее часто применяются в тех областях, в которых сосредоточено большое число пользователей энергии, и каждый из них потребляет умеренное количество энергии.

Регулирование энергосбережения с помощью общих ме-роприятий. Во многих странах законодательные рамки позволяют обеспечить основным мероприятиям по повышению энергоэффек-тивности легитимный характер. Это особенно важно в тех случаях, когда устанавливаются специальные налоговые стимулы или субсидии, которые, естественно, должны согласовываться с законом о налогообложении. В других же странах приходится ог-раничиваться лишь приданием планам по энергосбережению ста-туса национальных программ.

Ряд государств ввели обязательное требование назначения менеджера по энергетике. Он разрабатывает годовые планы по повышению энергоэффективности и несет личную ответствен-ность за их выполнение. Это, в первую очередь, касается крупных пользователей энергии. Выполнение этого требования открывает компании доступ к правительственным субсидиям на энергосбережение, как, например, происходит в Италии.

Если в стране существует субсидирование энергосберегаю-щих мероприятий, то условия его получения устанавливаются за-конодательно, что зафиксировано в Законодательном Акте для дотаций. Такие Акты имеются в законодательстве 10 государств из 15 членов ЕС.

В ряде стран (также в 10 из 15) принят закон о налоговых льготах (стимулах). Он позволяет делать налоговые скидки на расходы по приобретению оборудования или услуги, ведущие к энергосбережению. Его часто применяют и для компенсации на-логов отдельных граждан или коллективов. Некоторые програм-мы предлагают компаниям выбор: платить налог за потребляемую энергию или произвести инвестиции в мероприятия, повышающие энергоэффективность. Детали применения налоговых льгот оговариваются в законодательстве.

В ряде стран, таких, как Бельгия, Дания, Франция, создан, так называемый, Возобновляемый фонд. Он представляет собой государственный фонд по выдаче займов для инвестирования в энергосберегающие мероприятия. Фонд функционирует на воз-вратной основе, что делает его постоянно действующим и хоз-расчетным. Как правило, установленная фондом процентная ставка ниже, чем при обычных коммерческих условиях, что равносильно льготному кредиту. Однако, по оценкам экспертов, Во-зобновляемый фонд достаточно дорого обходится правительству. Поэтому в качестве альтернативы ему в ряде стран, таких, как Франция, Германия, Люксембург, Нидерланды, применяется ус-коренная норма амортизации. Она представляет собой право, предоставляемое доходным предприятиям списывать инвестиции в проекты по энергоэффективности быстрее, чем другие капита-ловложения, что дает возможность снизить за короткий срок на-логовую задолженность.

В Австрии, Дании, Франции, Ирландии, Италии, Нидерландах под рубрикой общих мероприятий применяется правовое (нормативное) регулирование энергетического менеджмента спроса коммунальных хозяйств.