18 Март 2011

Основы энергосбережения — курс лекций




Однако, для Белорусской энерго-системы, имеющей высокую долю выработки электроэнергии по теплофикационному циклу и использующей российский природ-ный газ из мощных транзитных трубопроводов, конкуренция за-рубежных поставок электроэнергии, существующая на сего-дняшний день, со временем может устраняться по мере сокраще-ния недогрузки белорусских электростанций и их перевооруже-ния.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА В ЭНЕРГЕТИКЕ

Экономическая и тарифная политика реализуется в целях создания условий для поступательного развития ТЭК, своевре-менного ввода новых мощностей и модернизации старых, беспе-ребойного снабжения потребителей всеми видами энергии и со-блюдения баланса интересов производителей и потребителей энергии.

В практике всех промышленно развитых стран при форми-ровании цен на энергию используется затратный метод (цена равна себестоимости плюс норма прибыли).

Тарифообразование в Республике Беларусь также строится на затратном принципе формирования цены на энергию, однако в промышленно развитых странах, в отличие от существующей у нас практики, в издержки производства включаются не только инвестиции, но и проценты на капитал (у нас – это расходы за счет прибыли).

Следует отметить, что в промышленно развитых странах, как правило, источником развития энергетики являются заемные средства, кредиты, акционерный капитал.

В состав цены включаются также отчисления в различные целевые фонды (на НИОКР, на энергосбережение, на функцио-нирование энергетических комиссий и т.д.).

В странах с высокоразвитой экономикой и избыточными энергосистемами государству нет необходимости регулировать величину каждого элемента затрат. Анализ и оценка деятельности энергокомпаний производится по общей стоимости энергии, так как в стране есть выбор производителей и государство делает этот выбор экономическими методами: налогами, кредитами и т.д. Кроме того, у большинства потребителей есть выбор энерго-носителей, следовательно, в странах с рыночной экономикой ос-новным движущим механизмом снижения затрат является конку-ренция производителей, в том числе и в энергетике.

Во всех промышленно развитых странах тарифы дифферен-цируются по группам потребителей в зависимости от издержек на производство, передачу и распределение энергии, поскольку энергообеспечение потребителей, подключенных к высоковольт-ному напряжению, сопряжено с меньшими издержками, чем энергообеспечение низковольтных потребителей, например, коммунально-бытового сектора.

Тарифы на теплоэнергию также дифференцируются: во-первых, по видам теплоносителя (пар, горячая вода); во-вторых, по параметрам; по удаленности от источника теплоснабжения и по другим признакам.

Дифференцированный тариф во Франции применяется для трех периодов суток зимнего времени года и двух периодов летнего. В Германии сутки разделены на пять зон, для каждой из которых свой тариф. У нас, к сожалению, нет соответствующих приборов учета и контроля.

Учитывая схожесть структур по управлению ТЭК в про-шлом, а также в целом перспективу сотрудничества Республики Беларусь с Российской Федерацией, представляет интерес рос-сийский опыт.

В России создана нормативная база государственного регу-лирования энергетикой, в соответствии с которой тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую предприятиям независимо от организационно-правовых форм, подлежат го-сударственному регулированию. В законах изложены основные принципы государственного регулирования тарифов.

В настоящее время ценообразование в ТЭК Республики Бе-ларусь происходит следующим образом.

Электрическая энергия отпускается в республике по регули-руемым Минэкономики единым тарифам, дифференцированным по группам потребителей.

Тепловая энергия отпускается по государственным регули-руемым тарифам, дифференцированным по областям и группам потребителей.

Регулирование теплоэнергии производится облисполкомами и Минским горисполкомом по представлению областных произ-водственных объединений и региональных энергетических ко-миссий.

В основу образования цены положены полные текущие из-держки производства, необходимая прибыль энергообъединения, формируемая на основе планируемых объемов капитального строительства в расчетном периоде, и всех видов налогов, взы-маемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь о налогообложении с хозяйственных субъектов (без каких-либо льгот для энергетики).

Дифференциация тарифов по потребителям выполнена, в основном, по их отраслевой принадлежности.

Пересмотр тарифов на энергию и введение поправочных ко-эффициентов к тарифам на нее производится по мере изменения общих экономических условий (цены поставляемого топлива, сырья, материалов, оборудования, запасных частей, покупной энергии, при повышении заработной платы и изменении стоимости оказываемых энергетическими предприятиями услуг против тех значений, которые были учтены при утверждении действовавших до настоящего момента тарифов на энергию).

За период действия единых тарифов на энергию выявились основные недостатки существующей тарифной политики.

Прежде всего, это ее выраженная социальная направленность.