18 Март 2011

Основы энергосбережения — курс лекций




В составе РИАС подсистема пропаганды и рекламы по энергосбережению должна предусматривать создание автомати-зированной системы сбора, обработки и актуализации справочно-адресной информации о производителях и поставщиках энерго-сберегающих оборудования и приборов, их технических и эколо-гических характеристиках, ценах, внедряющих организациях, но-винках-экспонатах энергосберегающей техники и технологий, представляемых на международных научно-технических выстав-ках, конгрессах, семинарах.

3. Создание единой республиканской высококачественной интеллектуальной системы рекламы, ориентированной на суще-ствующую социально-демографическую структуру общества, включающей:

• комплексное использование всех средств массмедиа: тематические информационно-дискуссионные и познавательно-развлекательные программы по телевидению и радио, информа-ционно-пропагандистские и дискуссионные материалы в общест-венной печати, рекламно-информационные материалы в сети Ин-тернет;

• разработка принципов рекламы энергосбережения горо-дов и создание сети рекламно-пропагандистских средств в городах и населенных пунктах республики совместно с местными органами власти;

• создание эффективных средств пропаганды и рекламы энергосбережения для предприятий и учреждений с учетом про-филя их производственно-хозяйственной деятельности, органи-зация распространения этих средств;

• образование бюро для организации, координации всех видов и форм рекламы в области энергосбережения и контролю ее содержательной части, художественного качества и нормативно-финансовых аспектов.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ

Основными инструментами административного управ-ления являются:

• формирование структуры управления;

• формирование законодательства;

• формирование энергетических стандартов и нормативов;

• организация энергетического менеджмента;

• проведение энергетических аудитов;

• энергетическая паспортизация;

• лицензирование хозяйственной деятельности, связанной с использованием ТЭР и энергии;

• целевые программы в области энергосбережения.

Рассмотрим более подробно, как эти инструменты админи-стративного управления реализуются в нашей республике.

I. Административное регулирование энергосбережением базируется на созданной в республике в 1996-2000 годах струк-туре управления энергосбережением:

• Государственный комитет по энергосбережению и энер-гетическому надзору;

• Областные и Минское городское управление по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ре-сурсов;

• Координационный межведомственный совет по энерго-сбережению и эффективному использованию местных топливных ресурсов;

• Экспертный совет при Государственном комитете по энергосбережению и энергетическому надзору;

• Государственные предприятия «Белэнергосбережение» и «Белинвестэнергосбережение».

II. Основное место в административном управлении энерго-сбережением занимает нормативно-правовое регулирование, суть которого состоит в разработке и принятии законодательных, нормативных и иных актов, стимулирующих участников процес-сов энергопроизводства и энергопотребления к осуществлению энергоэффективных мероприятий. Эти акты и формируют зако-нодательную базу энергосбережения, включающую следующие основные документы:

• Закон Республики Беларусь «Об энергосбережении», принятый 15 июля 1998 года;

• Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь «Об административ-ных правонарушениях», определяющий ответственность должно-стных лиц за нерациональное использование топлива и энергии.

После вступления в силу Закона «Об энергосбережении» Правительством были приняты постановления определяющие механизмы реализации основных положений данного Закона, ос-новные из которых следующие:

• Постановление №1582 Совета Министров Республики Беларусь от 16.10.1998 «О порядке разработки, утверждения и пересмотра норм расхода топлива и энергии»;

• Постановление №1583 Совета Министров Республики Беларусь от 16.10.1998 «О порядке проведения энергетического обследования предприятий, учреждений и организаций»;

• Положение о республиканском фонде «Энергосбереже-ние», утвержденное постановлением Совета Министров Респуб-лики Беларусь от 05.11.1998 г. №1703;

• Положение о порядке разработки и выполнении респуб-ликанских, отраслевых и региональных программ энергосбере-жения, утвержденное Советом Министров Республики Беларусь от 11.11.1998 №1731;

• Постановление № 965 от 19 июня 1998 г. «О мерах по усилению работы по реализации энергосберегающей политики в Республике Беларусь»;

• Положение о порядке использования и возврата средств, выданных за счет инновационного фонда концерна «Белэнерго» и предназначенных для долевого участия в финансировании работ по энергосбережению от 30.12.1998, №8/65;

• Постановление № 153 Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2003 «Об утве6рждении соглашения о сотруд-ничестве государств-участников Содружества независимых госу-дарств в области обеспечения энергоэффективности и энергосбе-режения»;

• Постановление № 189 Совета Министров Республики Беларусь от 14.02.2003 «Об утверждении положения об аккуму-лировании и использовании организациями, финансируемыми из республиканского бюджета, средств, предназначенных на оплату топливно-энергетических ресурсов и сэкономленных ими от вне-дрения энергосберегающих мероприятий»;

• И целый ряд других правовых документов.

III.