18 Март 2011

Основы энергосбережения — курс лекций




Выделяют следующие методы управления:

• социально-психологические методы или меры мораль-ного стимулирования;

• административные методы, основанные на использо-вании разрешительно-запретительного принципа государствен-ного управления, выполнение которого обеспечивается возмож-ностью государственного принуждения;

• финансово-экономические методы, базирующиеся на применении денежно-стоимостных отношений, обусловливающих экономическую заинтересованность в повышении эффективности использования субъектами хозяйствования топливно-энергетических ресурсов, внедрения ими энерго- и ресурсосбере-гающих технологий.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ

Основными инструментами социально-психологического управления являются:

• образование и воспитание;

• обучение;

• доступность информации;

• общественное давление;

• переговорные процессы;

• добровольные соглашения.

В Беларуси социально-психологический механизм управле-ния реализуется по следующим направлениям.

В рамках социально-психологического управления энерго-сбережением в программы высших, средних и профессионально-технических учебных заведений, а также учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров введены курсы по энер-госбережению. Успешное выполнение мероприятий по энерго-сбережению возможно лишь при заинтересованности и созна-тельном активном участии в их реализации всех граждан Беларуси. Руководящий и производственный персонал предприятий и учреждений должен владеть действующей правовой и экономи-ческой базой энергосбережения, понимать его технические основы и иметь практические навыки экономии энергии. Непрерывная многоуровневая система образования в области энергосбережения создавалась с середины 90-х годов и в настоящее время требует дальнейшего укрепления и развития в соответствии с новейшими мировыми тенденциями в области образования и научно-технического прогресса.

Основные направления и задачи в области обучения, пропа-ганды и информации на 2001 – 2005 годы:

1. Развитие непрерывной многоуровневой системы образо-вания в области энергосбережения, базирующееся на:

• совершенствовании учебных программ и планов и коор-динации их с Республиканской программой по энергосбережению, мировыми достижениями науки и техники;

• укреплении и развитии учебно-методических и научно-лабораторных баз вузов и центров переподготовки и повышения квалификации кадров средней и высшей технической и экономи-ческой квалификации;

• открытии на базе энергоэффективных демонстрационных зон и передовых предприятий республиканских межотраслевых научно-исследовательских и образовательных Центров для проведения исследовательских работ и обучения передовым энергосберегающим технологиям с целью координации и кон-центрации усилий науки и производства;

• создании компьютерных классов с учебным и научным программным обеспечением при основных кафедрах и центрах системы образования по энергосбережению;

• организации баз для проведения практики учащихся ССУЗов и студентов ВУЗов, получения практических навыков энергосбережения;

• использовании системы тестов и стендов при проведении энергетических обследований предприятий.

2. Широкое использование республиканской информацион-но-аналитеческой системы «Энергосбережение» (далее РИАС) как автоматизированной системы проблемно-ориентированных баз данных и информационных средств для оперативного получения информации, пропаганды и рекламы новых технологий и оборудования:

2.1. В составе РИАС подсистема оперативного слежения и анализа информации по энергосбережению с обратной связью предполагает создание геоинформационной автоматизированной системы сбора, обработки и анализа текущей информации на местах по территории всей республики о состоянии энергопо-требления и внедрении энергосберегающих оборудования, тех-нологий, выполнении директив государственных органов и дей-ствующих программ энергосбережения. До 2005 года предусмат-ривается разработка этой подсистемы и создание ее узловых эле-ментов у крупных потребителей энергии и в демонстрационных зонах энергоэффективности.

2.2. В составе РИАС подсистема перманентной информации и пропаганды по энергосбережению должна предусматривать:

• организацию правового обеспечения и информирования по вопросам энергосбережения соответствующих звеньев персо-нала предприятий, организаций и населения в целом;

• издание целевых информационных бюллетеней с дирек-тивными нормативными документами в области энергосбережения (1 раз в квартал) для предприятий, организаций и населения;

• периодический (2 раза в год) выпуск для средних и высших учебных заведений, для производственных предприятий и коммунальных учреждений тематических бюллетеней о перво-очередных задачах и последних научно-технических достижениях в энергосбережении;

• создание системы консалтинга (консалтинговые центры, их кадровое и информационно методическое обеспечение) по правовым, финансовым, инновационным, аудиторным вопросам энергосбережения;

• дальнейшее издание научно-технического и информа-ционного журнала «Энергоэффективность», информационного бюллетеня об отечественном и зарубежном опыте по энергосбе-режению; издание серии книг «Энергосбережение», включающей оригинальную научно-популярную, учебно-методическую и на-учно-техническую литературу, написанную ведущими учеными и специалистами республики, справочных пособий по энергосбе-режению;

• информацию о проведении выставок по энерго- и ресур-сосбережению, тематических семинарах в областях, городах, на предприятиях республики;

• открытие веб-страницы в системе Интернет и постоянное представление информации о состоянии и работе в области энерго-сбережения в Республике Беларусь;

• создание единого информационного поля в области энергосбережения с соответствующими управленческими струк-турами России и других стран СНГ, в том числе, издание совме-стного реферативного журнала отечественных и зарубежных публикаций и изобретений в области энергосбережения, каталога инноваций по энергосбережению с соответствующими экономи-ческими оценками.

2.3.