18 Март 2011

Основы энергосбережения — курс лекций




должно стать снижение энергоемкости ВВП и, в результате этого, снижение зависимости республики от импорта ТЭР, что может быть достигнуто за счет:

• структурной перестройки отраслей экономики и про-мышленности;

• повышения коэффициента полезного использования энергоносителей в результате внедрения новых энергосберегаю-щих технологий, оборудования, приборов и материалов, утилиза-ции вторичных энергоресурсов;

• увеличения в топливном балансе республики доли ме-стных видов топлива и отходов производства, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.

Организационно-экономической основой политики энерго-сбережения в перспективе должно стать развитие необходимой законодательно-правовой и нормативно-технической базы, в со-став которой войдут ГОСТЫ, СНиПы, отраслевые нормы техно-логического проектирования и ряд других документов норматив-ного характера, определяющих требования в области энергосбе-режения. Основные организационно-экономические направления деятельности в области энергосбережения:

• осуществление государственной экспертизы энергети-ческой эффективности проектных решений с целью их оценки на соответствие действующим нормативам и стандартам в области энергосбережения и определения достаточности и обоснованности предусматриваемых мер по энергосбережению;

• переход к проведению регулярных энергетических об-следований хозяйствующих субъектов, а также сертификации продукции по энергоемкости и введение в действие системы про-грессивных норм расхода топлива и энергии;

• пересмотр тарифной политики на тепловую, электриче-скую энергию и топлива с целью поэтапной ликвидации перекре-стного субсидирования, а также включение в тариф только нор-мируемых затрат на производство и транспортировку соответст-вующих видов энергоресурсов;

• разработка новых и совершенствование существующих экономических механизмов, стимулирующих повышение энерго-эффективности производства продукции и оказания услуг и оп-ределяющих меры ответственности за нерациональное потребле-ние ТЭР как для хозяйственных субъектов в целом, так и для конкретных руководителей и должностных лиц;

• реализация положений Закона Республики Беларусь «Об энергосбережении» о введении обязательной энергомаркировки бытовых электроприборов и их сертификации по показателям энергопотребления; разработка стандартов минимальной энерго-эффективности основных видов бытовых электроприборов и их энергомаркировки по классам энергоэффективности, гармонизи-рованных с Директивами ЕС;

• разработка и реализация республиканских, региональных и отраслевых программ энергосбережения на пятилетний период с периодическим их пересмотром с целью уточнения приоритетов на ближайшую перспективу.

К основным техническим приоритетам деятельности до 2005 г. в области энергосбережения относятся:

• повышение эффективности работы генерирующих ис-точников за счет изменения структуры генерирующих мощностей в сторону расширения внедрения парогазовых и газотурбинных технологий, увеличения выработки электроэнергии на тепловом потреблении, преобразования котельных в мини-ТЭЦ, оп-тимизации режимов работы энергоисточников и оптимального распределения нагрузок энергосистемы;

• модернизация и повышение эффективности работы ко-тельных за счет перевода паровых котлов в водогрейный режим, модернизации тепловой изоляции на всех элементах и оборудо-вании котельных и тепловых сетей; отбора дутьевого воздуха с верхней части здания котельных; установки экономайзеров и других теплообменников для утилизации ВЭР; оснащения котлов автоматикой контроля процессов сжигания и регулирования, либо производственного контроля (мониторинга) топочного режима котлов на базе портативных измерителей тепловых потерь в увязке с режимами потребления тепловой энергии, установки ак-кумуляторов теплоты и др.;

• внедрение котельного оборудования, работающего на горючих отходах производства, сельского и лесного хозяйства, деревообработки;

• снижение потерь и технологического расхода энергоре-сурсов при транспортировке тепловой и электрической энергии, природного газа, нефти и нефтепродуктов за счет снижения рас-ходов на собственные нужды обслуживаемых подразделений, технического перевооружения и оптимизации режимов загрузки электрических сетей и трансформаторных подстанций, тепловых сетей и тепловых пунктов; компрессорных станций на газопро-водах, насосных в тепловых сетях, на нефте- и продуктопроводах с внедрением регулируемого электропривода;

• создание мини-ТЭЦ на базе ПГУ и ГТУ на компрессор-ных станциях газопроводов;

• создание технических условий (объединение тепловых сетей, строительство перемычек, аккумуляторов теплоты и т.п.) для максимальной передачи нагрузок от котельных любых ве-домств на ТЭЦ со стоимостью тепловой энергии для владельцев котельных на уровне ее себестоимости на ТЭЦ;

• наладка и автоматическое регулирование гидравлических и тепловых режимов тепловых сетей (перерасчет и шайбирование, замена сетевых насосов, регулировка и т.п.);

• замена отопительных электрокотельных на топливные котлы (преимущественно на местных видах, горючих отходах), а также перевод всевозможных электросушильных установок и на-гревательных печей (где это целесообразно) на топливоисполь-зующие установки;

• внедрение автоматических систем регулирования по-требления энергоносителей в системах отопления, освещения, горячего и холодного водоснабжения и вентиляции жилых, об-щественных и производственных помещений, в технологических установках всех типов;

• разработка и внедрение новых энергосберегающих тех-нологий при нагреве, термообработке, сушке изделий, новых строительных и изоляционных материалов с улучшенными теп-лофизическими характеристиками и, в частности, спецдобавок при производстве железобетонных изделий; энерготехнологических комплексов при производстве цемента, стекла, кирпича, пе-реработке нефти, на предприятиях химической и пищевой про-мышленности и т.п.;

• дальнейшее развитие системы учета всех видов энерго-носителей, включая учет их расхода на отопление жилых поме-щений, а также внедрение многотарифных счетчиков энергии;

• максимальная утилизация тепловых вторичных энерго-ресурсов (горячей воды, конденсата, дымовых газов, вентвыбро-сов, канализационных стоков) в технологических процессах, сис-темах отопления и горячего водоснабжения промышленных узлов и отдельных городов и населенных пунктов;

• разработка и внедрение эффективных биогазовых уста-новок для производства горючих газов и удобрений из отходов животноводства, растениеводства, специально выращиваемой биомассы;

• разработка и внедрение технологии использования бы-товых отходов и мусора для топливных целей;

• внедрение теплонасосных установок на промышленных предприятиях в централизованных и индивидуальных системах отопления;

• экономически целесообразное внедрение ветро-, гелио- и других нетрадиционных источников энергии;

• техническое перевооружение автомобильного транспор-та и тракторов, включая перевод на дизельное топливо, сжижен-ный и сжатый природный газ, разработка и внедрение экономич-ных двигателей, совершенной системы диагностики и регулиро-вания, оптимальных режимов эксплуатации;

• разработка и внедрение технологии получения топлива для дизельных установок из метанола и рапсового технического масла;

• разработка, организация производства и внедрение энергосберегающего оборудования, приборов, материалов;

• децентрализация систем энергообеспечения потребителей теплом, топливом, сжатым воздухом с малыми нагрузками и резкопеременными режимами работы;

• максимальное снижение энергозатрат в жилищно-коммунальном хозяйстве путем внедрения регулируемых систем отопления, вентиляции, горячего водоснабжения, освещения и утилизации тепла вентвыбросов, сточных вод, использования энергоэффективных строительных материалов, конструкций, ге-лиоподогревателей.

ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

Согласно закона Республики Беларусь «Об энергосбереже-нии», принятым 15 июля 1998 года, основными принципами го-сударственного управления в сфере энергосбережения являются:

• осуществление государственного надзора за рациональ-ным использованием ТЭР;

• разработка государственных и межгосударственных на-учно-технических, республиканских, отраслевых и региональных программ энергосбережения и их финансирование;

• приведение нормативных документов в соответствие с требованием снижения энергоемкости материального производ-ства, сферы услуг и быта;

• создание систем финансово-экономических механизмов, обеспечивающих экономическую заинтересованность производи-телей и пользователей в эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов, вовлечении в топливно-энергетический баланс нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, а также в инвестировании средств в энергосберегающие мероприя-тия;

• повышение уровня самообеспечения республики мест-ными топливно-энергетическими ресурсами;

• осуществление государственной экспертизы энергети-ческой эффективности проектных решений;

• создание и широкое распространение экологически чис-тых и безопасных энергетических технологий, обеспечение безо-пасного для населения состояния окружающей среды в процессе использования топливно-энергетических ресурсов;

• реализация демонстрационных проектов высокой энер-гетической эффективности;

• информационное обеспечение деятельности по энерго-сбережению и пропаганда передового отечественного и зарубеж-ного опыта в этой области;

• обучение производственного персонала и населения ме-тодам экономии топлива и энергии;

• создание других экономических, информационных, ор-ганизационных условий для реализации принципов энергосбере-жения.

МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

Методы управления (регулирования) энергосбережением – это способы воздействия на поведение и деятельность, управляе-мых с целью снижения потребления, топливно-энергетических ресурсов при сохранении или увеличении объемов производства.