18 Март 2011

Основы энергосбережения — курс лекций




Для решения перечисленных выше задач необходим эффективно действующий государственный ор-ган для комплексного решения вопросов между отраслями ТЭК и независимые государственные организации (комиссии) по кон-тролю над ценами и тарифами.

До недавнего времени функции управления возлагались на Министерство экономики. Концерны «Белэнерго», «Белтопгаз», «Белнефтехим» и ГП «Белтрансгаз» действовали как самостоя-тельно хозяйствующие субъекты. Межведомственное оперативное управление ТЭК отсутствовало. Каждый хозяйствующий субъект определял оптимальные пути своего функционирования и развития без учета интересов других отраслей комплекса, что в конечном итоге вело к увеличению затрат на энергообеспечение республики. Такая система управления ТЭК в целом малоэффек-тивна, так как отсутствует какая либо юридическая ответствен-ность отраслей друг перед другом и перед Минэкономики.

Одно из направлений оптимизации структуры управления – реструктуризация управления энергетическим сектором, то есть изменение состава управляющих органов и взаимоотношений между ними. С 1991 г. в Беларуси ведется работа в этом направ-лении, что обусловлено получением республикой статуса незави-симого государства и формирования в ней рыночных отношений.

Первым шагом на пути реструктуризации управления энер-гетическим сектором явилось создание Министерства энергетики, в состав которого как структурные единицы вошли концерны «Белэнерго», «Белтопгаз» и РУП «Белтрансгаз».

В перспективе следует искать новые формы управления ТЭК.

Направления совершенствования системы управления энер-гетическим сектором следующие:

1. Создание единой по вертикали системы управления энер-госбережением, в том числе:

• на государственном уровне – создание нормативно-правовых документов прямого действия и соответствующих ин-ституциональных и финансово-экономических схем управления;

• на региональном уровне – создание целевых программ энергосбережения, формирование источников финансирования и создание местной нормативно-правовой базы;

• на муниципальном уровне – продуманные действия по организации рационального потребления ТЭР всей инфраструк-турой городского (районного) хозяйства;

• на уровне хозяйствующих субъектов – выполнение мероприятий с учетом общей экономической заинтересованности.

2. Регулирование цен на топливо и энергию как инструмент стратегии государства в области энергосбережения.

3. Приведение стандартов, норм и правил в соответствие с требованиями обеспечения снижения энергоемкости продукции, работ и услуг, а также обеспечение неукоснительного их соблю-дения.

4. Переход от дотационного принципа финансирования энергосбережения к установлению налоговых льгот, стимули-рующих инвестиционную активность использования энергосбе-регающего оборудования (снижение налогов на прибыль, диффе-ренциация налоговых ставок, ускоренная амортизация).

5. Осуществление действенных мер по структурной пере-стройке экономики, выражающейся в снижении в ней доли энер-гоемких производств и обеспечении условий для опережающего развития малоэнергоемких и наукоемких производств.

6. Создание национальной программы расширения исполь-зования на современной научно-технической базе местных топ-ливно-энергетических ресурсов, включая нетрадиционные и во-зобновляемые источники энергии.

ЦЕЛИ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Основной целью Энергетической политики Республики Бе-ларусь является поиск путей и формирование механизмов опти-мального развития и функционирования отраслей ТЭК, а также техническая реализация надежного и эффективного энергообес-печения всех отраслей экономики и населения, обеспечивающих производство конкурентоспособной продукции и достижение стандартов уровня и качества жизни населения высокоразвитых европейских государств при сохранении экологически безопасной окружающей среды.

Достижение поставленной цели должно базироваться на:

• определении влияния уровня развития производитель-ных сил и социальных условий жизни населения на потребление энергоносителей;

• определении оптимального соотношения импорта и собственного производства энергоносителей, включая макси-мальное использование нетрадиционных и возобновляемых ис-точников;

• выборе надежных и экономически выгодных поставщи-ков ТЭР из-за пределов республики;

• сохранении единства технологического управления в масштабах ТЭК;

• рациональной структуре энергетических мощностей и систем транспорта энергоносителей;

• надежном и экономичном энергообеспечении потреби-телей и максимально эффективным использованием энергоноси-телей за счет внедрения энергосберегающих организационно-технических мероприятий;

• использовании геополитического положения республики для транзита всех видов энергоносителей, а также экспорта электроэнергии собственного производства;

• удовлетворении интересов областей и отдельных горо-дов в обеспечении энергоносителями путем расширения их доли собственности в основных фондах энергетических объектов, включая создание собственных муниципальных объектов, что предполагает и расширение прав в управлении и получении до-ходов, однако требует сохранения единства технологического управления в масштабах ТЭК;

• учете принципиальных особенностей энергообеспечения районов, загрязненных радионуклидами;

• технической политике, ориентированной на коренной повышение экономичности производства, распределения и ис-пользования ТЭР, экологической безопасности объектов ТЭК;

• приоритетах глубокой переработки нефти на НПЗ и комплексного использования углеводородного сырья;

• замещении светлых нефтепродуктов в двигателях внут-реннего сгорания.

Цели энергетической политики достигаются с помощью:

• ценовой и налоговой политики, обеспечивающей лик-видацию диспропорций в ценах (тарифах) на энергоносители и другие товары либо услуги при постепенном переходе к ценам и тарифам, которым соответствуют мировые цены в качестве верх-него предела и цены самофинансирования — в качестве нижнего;

• формирования конкурентной среды во всех отраслях ТЭК путем создания полноценных хозяйственных субъектов рынка и рыночной инфраструктуры;

• создания нормативно-правовой базы и разработки сис-темы нормативных актов, регулирующих взаимоотношения субъ-ектов энергетического рынка между собой, с органами государ-ственного управления и общественностью;

• совершенствование механизмов стимулирования широ-кого экономически целесообразного вовлечения в топливный ба-ланс местных топливных ресурсов, возобновляемых источников энергии, бытовых и производственных отходов;

• проведения активной инвестиционной политики.

ОБЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИОРИТЕТЫ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПОЛИТИКИ

Стратегической целью деятельности в области энергосбере-жения на период до 2005 г.