18 Март 2011

Основы энергосбережения — курс лекций




Делалось это для соз-дания видимости экономической конкурентоспособности произ-водимой продукции и дешевизны услуг, оказываемых населению. А на практике получалось, что экономические просчеты, связан-ные с низкой производительностью труда и неэффективностью управления, во многом оплачивались перерасходом энергоресур-сов, ложась дополнительным бременем на топливно-энергетический комплекс народного хозяйства в целом.

Во-вторых, государство всегда устанавливало приоритет плана над экономическими возможностями и эффективностью.

Когда не хватало денег на строительство запланированных объектов, а не хватало их практически всегда, то шли по линии урезания сметных затрат, в первую очередь на экологические и энергосберегающие мероприятия. По этой причине сплошь и ря-дом не осуществлялась установка систем, предназначенных для улавливания загрязнений, использования уходящего тепла, регу-лирования энергопотребления и т.д.

В-третьих, существовал самообман в определении проектных показателей эффективности энергоиспользования посредством отрыва их от реальных условий эксплуатации. В действительности же реальные показатели эффективности теплофикации оказывались намного ниже определенных в проекте.

Немаловажное значение в деле неэффективного использова-ния энергоресурсов принадлежало, и человеческому фактору. Основную негативную роль здесь сыграли отчужденность людей от исполняемого ими дела; отсутствие или мизерность экономи-ческого стимулирования труда вообще и вознаграждений за при-нятие и реализацию более экономичных решений.

Согласно статистическим данным потребление энергии в Республике Беларусь за первый период девяностых годов умень-шилось в 1,37, а душевое – в 1,53 раза. Столь резкое его снижение не было результатом успехов энергосбережения. Оно стало следствием кризисного состояния экономики республики и было связано с сокращением производства, снижением ввода жилья и с другими негативными явлениями. В силу технологических осо-бенностей энергоснабжающих систем потери энергии за этот пе-риод снижались меньшими темпами, вследствие чего эффектив-ность энергоиспользования в республике падала.

Беларусь импортирует более 85% энергоносителей, что по-глощает до 60–90% валютных резервов страны. При этом 30% импортируемых энергоресурсов расходуется на отопление зданий и сооружений. Один день отопительного сезона обходится бюд-жету нашей страны примерно в 1 млн. USD.

За счет проведения технических мероприятий по энергосбе-режению (наружного утепления, замены обычных окон на окна со стеклопакетами, учета и регулирования энергоресурсов и т.д.) можно сэкономить более 50% энергии, расходуемой на отопление жилого фонда, что составляет по итогам 1998 года около 20% от общего потребления энергии в стране. Только за счет внедрения систем учета и регулирования подачи тепла молено сэкономить 6–18% потребляемой энергии, а в некоторых случаях – до 40%.

Существует несколько способов удешевления энергии. Для республики их немного, и применять их следует одновременно. Например, можно устанавливать выгодные отношения со странами – поставщиками энергоресурсов, используя экономические и политические факторы, как это осуществляется сейчас во взаи-моотношениях с Россией. Можно и нужно улучшать структуру приходной части топливного баланса, добиваясь экономически оптимального соотношения в потреблении нефти, природного га-за, угля с учетом его переработки, обеспечивающей экономически и экологически чистое потребление, а также использование местного топлива. Но главным было и остается всемерное задей-ствование имеющихся внутренних резервов экономии, то есть энергосбережения.

В Беларуси разработано около 90 различных направлений сокращения затрат энергии. Однако, именно рациональное ис-пользование энергоресурсов в быту и на производстве сегодня является основным энергетическим резервом для Беларуси.

Республика Беларусь относится к числу государств, которые недостаточно обеспечены собственными энергетическими ресур-сами. Это создает особые условия функционирования экономики государства, делает ее уязвимой и зависимой от внешних по-ставщиков. В то же время показатель энергоемкости валового внутреннего продукта республики в 3–4 раза выше, чем в странах Европейского союза.

В этих условиях правительством Республики Беларусь про-водится энергетическая политика, направленная на модернизацию и трансформацию топливно-энергетического комплекса, снижение энергоемкости всех видов продукции, разработку и внедрение в народном хозяйстве ресурсо- и энергосберегающих технологий.