18 Март 2011

ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРАВО




Ведение Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется Министерством юстиции в порядке, установленном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2003 г. № 359 «О некоторых вопросах ведения Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [61].
Для государственной регистрации предоставляются заявление и пере-чень необходимых документов, установленных законодательством в зависимости от формы предпринимательской деятельности.
Государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществляется регистрирующим органом в 5-дневный срок со дня подачи всех необходимых документов для государственной регистрации в регистрирующий орган.
В соответствии с п. 33 Положения от 16 марта 1999 г., принятие документов для государственной регистрации создаваемых (реорганизуемых) субъектов хозяйствования, а также для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридических лиц (свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), не допускается в случае:
непредставления в регистрирующий орган всех документов, необходи-мых для государственной регистрации;
оформления заявления о государственной регистрации с нарушением требований, предусмотренных в Положении от 16 марта 1999 г.;
представления документов неуполномоченным лицом;
представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Основаниями для отказа в государственной регистрации являются сле-дующие фактические обстоятельства, содержащиеся в документах, подан-ных для государственной регистрации, либо выявленные регистрирующим органом в результате их сокрытия (указания недостоверных сведений) в этих документах:
- коммерческая организация расположена в жилом помещении (за исключением частного унитарного предприятия, создаваемого физическим лицом) без соответствующего решения местного исполнительного и распорядительного органа или по месту нахождения (в одном помещении) другой коммерческой организации;
- на момент осуществления государственной регистрации уставный фонд не сформирован в соответствии с законодательством;
- учредитель дочернего хозяйственного общества или дочернего пред-приятия имеет не исполненные (не исполненное) в срок гражданско-правовые обязательства (обязательство), в том числе не возвращенную в срок сумму по кредитному договору (проценты на нее), при отсутствии согласия всех кредиторов учредителя по этим обязательствам на его участие в создании данного дочернего хозяйственного общества или дочернего предприятия;
- гражданин — собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации имеет непогашенную или неснятую судимость за преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности;
- и др.
Отказ в государственной регистрации предпринимателя по мотивам нецелесообразности его деятельности не допускается.
Если в регистрации отказано с такой мотивировкой, то заявитель может обратиться в суд и восстановить свое нарушенное право.
Целью государственной регистрации являются:
- осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования;
- получение статистических сведений о сферах деятельности предпринимателей в целях осуществления сбалансированности экономики;
- проведение налогообложения в предпринимательстве;
- предоставление необходимой информации всем участникам хозяйст-венного оборота и государственным органам о субъектах хозяйственной деятельности.
Деятельность субъектов хозяйствования является незаконной и запрещается:
- если государственная регистрация осуществлена на основании недостоверных данных, представленных собственниками имущества (учредителями, участниками) юридического лица либо индивидуальным предпринимателем в регистрирующие органы;
- в случае осуществления ими видов деятельности, не указанных: в заявлении о государственной регистрации либо без уведомления регистрирующих и налоговых органов в установленном порядке.
Доходы, полученные от незаконной предпринимательской деятельности, взыскиваются в местные бюджеты в судебном порядке (п. 6 Положения от 16 марта 1999 г.).
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Конституция Республики Беларусь предусматривает равное для всех право осуществления хозяйственной деятельности, если она не запрещена законом. При отсутствии в законодательных актах запрета на занятие определенным видом деятельности субъекты хозяйственной деятельности вправе осуществлять данный вид деятельности соответствии с целями и предметом деятельности, указанными в учредительных документах юри-дического лица либо в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.