18 Март 2011

ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРАВО




В предпринимательской деятельности предусмотрена презумпция вины субъектов хозяйствования, нарушивших закон или договор и причинивших убытки, по общему правилу, они должны доказать свою невиновность.
Законодательство предусматривает также и такую форму имущественных санкций (ответственности), как уплата процентов за неисполнение денежного обязательства (ст. 366 ГК).
За пользование чужими денежными средствами вследствие их неправо-мерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется учетной ставкой Национального банка Республики Беларусь на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части, за исключением взыскания долга в судебном порядке, когда суд удовлетворяет требование кредитора исходя из учетной ставки Национального банка на день вынесения решения. Эти правила обычно применяются, если законодательством или договором не установлен иной размер процентов.
Законодатель предусмотрел также и случай, если убытки, причиненные кредитору или сумма долга, увеличенная с учетом инфляции, превышают сумму процентов, причитающихся кредитору, он вправе требовать от должника возмещения убытков или долга, увеличенного с учетом инфляции, в части, превышающей эту сумму. Если законодательством или договором для начисления процентов не установлен более короткий срок, проценты за пользование чужими денежными средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору.
В настоящее время в юридической литературе ведется дискуссия относительно правовой природы процентов — относятся ли они к форме возмещения убытков или к имущественным санкциям либо иным формам гражданско-правовой ответственности.
ПОНЯТИЕ МЕР ОПЕРАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Мерами оперативного воздействия являются санкции, применяемые в целях обеспечения исполнения обязательств субъектами при осуществле-нии ими своей хозяйственной деятельности, носящие неимущественный характер. Данные меры воздействия не влекут для субъекта имуще-ственных последствий, поэтому их следует называть мерами оперативного воздействия.
Они делятся на две группы: применяемые контрагентами в конкретном правоотношении; применяемые уполномоченными государственными ор-ганами.
В качестве мер оперативного воздействия, применяемых к субъектам хозяйствования в законодательстве, можно назвать следующие:
- отказ от принятия и оплаты поставленных товаров (работ, услуг);
- самостоятельное устранение недостатков в поставленной продукции (работах, услугах);
- отказ в принятии груза к перевозке;
- перевод неисправного плательщика на предоплату;
- изменение или расторжение договора в одностороннем порядке;
- и др.
Применяемые меры оперативного воздействия на субъектов хозяйствования, хотя и носят неимущественный характер, но тем или иным образом в любом случае влияют на положение субъектов правоотношения, следовательно, они выполняют ту же функцию, что и имущественные санкции, но в первую очередь они направлены на стимулирование надлежащего выполнения обязательств сторонами в хозяйственных отношениях [6, с. 202]. Меры оперативного воздействия могут применяться ранее санкций или параллельно с ними, и положительным качеством их применения является то, что они могут применяться и без помощи судебных инстанций, т.е. самостоятельно контрагентами в конкретном правоотношении. В свою очередь, если они противоправны, то лицо, нарушившее свои обязательства, может обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.
Вопросы к теме:

1. Дайте понятие и определите значение санкций (ответственности) в хозяйственных отношениях?
2. Каковы функции санкций (ответственности) в хозяйственных от-ношениях?
3. Какие виды санкций Вы знаете?
4. Какова сущность убытков?
5. Дайте понятие мер оперативного воздействия?
6. Определите основания ответственности в хозяйственных отноше-ниях?

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ «ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРАВО»

1. Понятие хозяйственного права и предмет хозяйственно-правового регулирования.
2. Принципы и методы правового регулирования хозяйственных отношений.
3. Понятие и значение хозяйственного законодательства. Источники хозяйственного законодательства.
4. Хозяйственные правоотношения.
5. Понятие и признаки предпринимательской деятельности.
6. Субъекты и формы предпринимательской деятельности.
7. Лицензирование предпринимательской деятельности. Законодательство о лицензировании.
8. Условия и порядок получения лицензии.
9.