18 Март 2011

ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРАВО




Статьей 3 Закона о предпринимательстве допускаются следующие формы предпринимательской деятельности:
- частное предпринимательство, осуществляемое на основе своей соб-ственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании;
- коллективное предпринимательство, осуществляемое на основе объединения капиталов, нескольких физических и (или) юридических лиц.
Особой формой предпринимательства является предпринимательская деятельность, осуществляемая руководителем предприятия, если он на основе контракта с собственником имущества или уполномоченным им лицом (органом) наделен правами и обязанностями и несет ответственность, установленную для предпринимателя.
Предпринимательство может осуществляться без образования юридического лица и с образованием юридического лиц, без использования наемного труда и с использованием наемного труда (ст. 3 Закона о предпринимательстве).
Согласно ст. 22 ГК Республики Беларусь легитимация предпринимательской деятельности осуществляется посредством ее государственной регистрации.
Регистрация представляет собой акт, дающий право лицу заниматься предпринимательской деятельностью.
Порядок государственной регистрации определяется в соответствии с основными положениями, установленными ГК, Законом о предпринимательстве, Законом Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. «О хозяйственных обществах» [19], а также нормами Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 [38].
С момента государственной регистрации возникает юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель приобретает хозяйственную компетенцию, т.е. возникает возможность осуществлять предпринима-тельскую деятельность от своего имени.
Государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществляется следующими регистрирующими органами:
облисполкомами и Минским горисполкомом — коммерческих организаций с иностранными инвестициями, за исключением банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций (в том числе обществ взаимного страхования, страховых брокеров, объединений страховщиков) с иностранными инвестициями и коммерческих организаций с иностранными инвестициями в свободных экономических зонах;
Национальным банком — банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, в том числе с иностранными инвестициями;
Министерством финансов — страховых организаций (в том числе обществ взаимного страхования, страховых брокеров, объединений страховщиков), включая страховые организации с иностранными инвестициями;
Министерством юстиции — торгово-промышленных палат;
администрациями свободных экономических зон — коммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей в свободных экономических зонах, за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций (в том числе обществ взаимного страхования, страховых брокеров, объединений страховщиков);
облисполкомами, Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским, Минским, Могилевским горисполкомами — субъектов хозяйствования, не указанных в абзацах втором-шестом настоящего пункта. Облисполкомы вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации и ликвидации (прекращению деятельности) субъектов хозяйствования другим местным исполнительным и распорядительным органам, а указанные горисполкомы — соответствующим администрациям районов в городах.
Согласно п. 15 Положения от 16 марта 1999 г. регистрирующие органы в соответствии со своей компетенцией осуществляют:
- согласование наименований коммерческих и некоммерческих организаций в порядке, установленном Министерством юстиции;
- государственную регистрацию субъектов хозяйствования, изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридического лица (свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), путем внесения соответствующей записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- представление Министерству юстиции необходимых сведений о субъектах хозяйствования для включения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также исключения их из этого регистра;
- систематизацию и хранение данных о государственной регистрации субъектов хозяйствования;
- взаимодействие с республиканскими органами государственного управления, иными государственными органами и другими государственными организациями по вопросам государственной регистрации субъектов хозяйствования, изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридического лица (свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), включая вопросы постановки на учет, регистрации в качестве плательщика, страхователя по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выдачи разрешений на право изготовления печатей, подтверждения факта их уничтожения, в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;
- иные функции, связанные с государственной регистрацией и ликви-дацией (прекращением деятельности) субъектов хозяйствования [38].