18 Март 2011

ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРАВО




Расторжение мирового соглашения по решению хозяйственного суда в отношении отдельного кредитора не влечет расторжения мирового соглашения в отношении остальных кредиторов.
Мировое соглашение может быть расторгнуто по решению хозяйственного суда в случае неисполнения должником условий мирового соглашения в отношении не менее одной трети требований кредиторов.

Вопросы к теме:

1. Что понимается под «экономической несостоятельностью (банкрот-ством)» субъектов хозяйствования?
2. Перечислите субъектов в правоотношениях по банкротству?
3. Каковы основания признания субъекта хозяйствования банкротом?
4. Что включает в себя конкурсное производство?
5. Дайте понятие «мирового соглашения», когда оно может быть заключено, какова его форма и условия содержащиеся в нем?

ТЕМА 6. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Основные термины: разгосударствление, приватизация; безвозмездная передача государственного имущества; продажа государственной собственности; субъекты приватизации; продавцы государственного имущества; покупатели государственного имущества; объекты приватизации; продажа объектов государственной собственности на аукционе; продажа объекта государственной собственности по конкурсу.
ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ
В результате перехода к рыночным отношениям возникла необходимость создать экономическую структуру, способную быстро реагировать на изменения, происходящие в конкурентной экономической среде. Так, стали появляться предприятия частной формы собственности. Именно они, наряду с государственными предприятиями, стали двигателями прогресса в экономике Республики Беларусь.
Создание частных предприятий происходило не только на основе их учреждения, но и с помощь приватизации государственных предприятий. Назначение приватизации состоит в том, чтобы как можно больше предприятий перешло в частные руки, освободив тем самым государство от финансового бремени перед государственными предприятиями, что будет способствовать повышению эффективности производства и заинтересованности частного собственника в результатах своего труда.
Правовые основы приватизации государственного имущества в Республике Беларусь определены Законом Республики Беларусь от 19 января 1993 г. «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», который определил также правила и порядок проведения приватизации объектов, находящихся в государственной собственности (далее — Закон о приватизации) [21].
Статья 1 Закона о приватизации дает понятие разгосударствления и приватизации. Под разгосударствлением понимается передача от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами. В настоящее время понятие разгосударствление утратило свое значение в связи с внесением изменений и дополнений в ст.218 ГК.
Под приватизацией понимается приобретение физическими и юридическим лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству. В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы утрачивают права непосредственного управления этим имуществом.
В основе приватизации государственной собственности заложены такие основные принципы проведения приватизации в Республике Беларусь, которыми являются:
- сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации;
- право каждого гражданина Республики Беларусь на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности;
- дифференциация методов, форм и процедур приватизации;
- разграничение компетенции по осуществлению приватизации между органами государственной власти и управления различных уровней;
- предоставление определенных социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий;
- контроль за осуществлением приватизации со стороны государства;
- обеспечение широкой гласности процесса приватизации;
- постепенность и поэтапность;
- соблюдение законности (ст. 6 Закона о приватизации).
Законодательство, содержащее правовые основы приватизации государственной собственности в Республике Беларусь, определено следующими актами законодательства: ГК Республики Беларусь (ст. 218); Закон Республики Беларусь от 6 июля 1993 г. «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь» [34]; Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. № 3 «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» [37]; и др.