18 Март 2011

ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРАВО




Деятельность в качестве управляющего осуществляется на основании лицензии управляющего, выданной в установленном порядке органом государственного управления по делам о банкротстве. Лицензии управляющего могут быть трех категорий: «А», «В» и «С» в зависимости от численности работников на предприятии являющимся должником.
Управляющий назначается хозяйственным судом из числа лиц, предло-женных кредиторами, а когда заявление о банкротстве должника подано самим должником, — из числа лиц, предложенных должником, если иное не предусмотрено законодательством.
В производстве по делу о банкротстве управляющий выступает от имени должника. Основными задачами управляющего являются: восстановление платежеспособности должника; обеспечение максимально возможной защиты прав и законных интересов должника и его трудового коллектива (коллектива работников организации), а также кредиторов и иных лиц; урегулирование взаимоотношений должника и кредиторов; максимально возможное удовлетворение требований кредиторов в установленной очередности; содействие производству по делу о банкротстве.
При невозможности или отсутствии оснований для продолжения дея-тельности должника основными задачами управляющего являются: осуществление в установленном порядке ликвидации неплатежеспособного должника — юридического лица или прекращения деятельности должника — индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов; продажа имущества должника; соразмерное удовлетворение требований кредиторов.
ПОДАЧА ЗАЯВЛЕНИЯ О БАНКРОТСТВЕ. ДОСУДЕБНОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ
Дела об экономической несостоятельности (банкротстве) подведомственны хозяйственному суду (ст. 47 ХПК) и рассматриваются по месту нахождения должника (ст. 51 ХПК) по правилам, предусмотренным кодексом, с учетом особенностей законодательных актов об экономической несостоятельности (банкротстве) (ст. 265) [27].
Правом на подачу заявления в хозяйственный суд о банкротстве субъекта хозяйствования, в связи с неисполнением им денежных обязательств обладают: должник, кредитор, прокурор, орган государственного управления по делам о банкротстве, налоговые и иные уполномоченные на то государственные органы, а также юридические и физические лица в порядке, установленном законодательством.
Должник вправе подать в хозяйственный суд заявление о своем банкротстве при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он будет не в состоянии в установленный срок исполнить платежные обязательства и обязательства, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений, ввиду своей неплатежеспособности. Основанием для подачи заявления должника, является неплатежеспособность должника, имеющая или приобретающая устойчивый характер.
Должник — юридическое лицо подает в хозяйственный суд заявление должника на основании решения органа (лиц), уполномоченного (уполномоченных) в соответствии с учредительными документами должника — юридического лица на принятие решения о его ликвидации, или на основании решения органа, уполномоченного собственником имущества должника — унитарного предприятия, если иное не предусмотрено законодательством.
Статьей 15 Закона о банкротстве и п. 1.4 Указа от 12 ноября 2003 г. предусматриваются принимаемые в обязательном порядке руководителями организаций, собственником имущества унитарного предприятия, учредителями (участниками) юридического лица, индивидуального предпринимателя, государственными органами и организациями, местными исполнительными и распорядительными органами до подачи заявления в суд, меры по обеспечению стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также по восстановлению их платежеспособности, т.е. досудебное оздоровление должника. К таковым мерам может относиться досудебная финансовая помощь. Предоставление должнику досудебной финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших такую помощь.
Законодательством устанавливается ответственность за необоснованное непринятие своевременных мер по предупреждению экономической несо-стоятельности (банкротства), а также за не соответствующее действитель-ности обоснование отказа в принятии таких мер, а также принятие мер, приведших к экономической несостоятельности (банкротству).
Пункт 1.11 Указа от 12 ноября 2003 г. наряду со ст. 10 Закона о банкротстве конкретизирует основания для подачи кредиторами заявления о признании должника банкротом. В качестве таких оснований выступают в совокупности следующие:
- наличие у кредитора достоверных, документально подтвержденных сведений о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер;
- применение к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение трех месяцев, либо выявление в процессе принудительного исполнения факта отсутствия у должника имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к нему требований;
- наличие задолженности перед кредитором, подавшим заявление, в размере 100 базовых величин и более, а в случае, если должник является градообразующей или приравненной к ней организаци-ей, государственной организацией, организацией с долей государственной собственности в уставном фонде, а также юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим государственные и международные заказы, — в размере 2500 базовых величин и более.