18 Март 2011

ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРАВО




Реше-ние о его ликвидации может быть принято в том случае, если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения имущества отсутствует.
В отношении субъектов естественных монополий, юридических лиц, являющихся режимными и особо режимными объектами и (или) имеющих такие объекты, юридических лиц, имеющих объекты, находящиеся только в собственности государства, обеспечивающих поддержание необходимого уровня обороноспособности, функциониро-вание стратегически значимых отраслей экономики и (или) иные важные государственные потребности, законодательство об экономической несостоятельности (банкротстве) не применяется.
Основными потерпевшими лицами в процедуре банкротства являются кредиторы (конкурсные кредиторы). Это лица, предполагающие наличие у них права требовать от должника денежного удовлетворения.
Кредиторов можно разделить на три группы:
1) кредиторы по трудовым обязательствам (например, по заключенному трудовому контракту);
2) кредиторы по обязательным платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды (например, налоговые органы);
3) кредиторы по гражданско-правовым обязательствам (например, контрагенты по договорам).
Действующее законодательство предусматривает наличие специфических образований кредиторов, связанных с правоотношением по банкротству. Так, Закон о банкротстве указывает на существование следующих образований: конкурсные кредиторы; собрание кредиторов; комитет кредиторов.
Конкурсные кредиторы — кредиторы по платежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника — юридического лица, перед которыми должник несет ответственность по обязательствам, вытекающим из такого участия, или представитель работников должника — по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений (ст. 1 Закона о банкротстве).
В процессе конкурсного производства интересы всех кредиторов пред-ставляют собрание кредиторов и комитет кредиторов, образуемый в соответствии с законодательством.
Собрание кредиторов состоит из конкурсных кредитов, в обязанности которых входит рассмотрение наиболее существенных вопросов, связанных с судьбой должника. К исключительной компетенции собрания кредиторов относятся: защита требований кредиторов в случаях, предусмотренных законодательством; принятие решения об утверждении плана санации или плана ликвидации должника — юридического лица либо плана прекращения деятельности должника — индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов; принятие решения о заключении мирового соглашения; и др.
Комитет кредиторов — постоянно действующий полномочный орган, избираемый собранием кредиторов, осуществляющий контроль за деятельностью управляющего, которая должна соответствовать требованиям законодательства.
Закон о банкротстве перечисляет и иных лиц, участвующих в деле о банкротстве, таковыми, являются: управляющий (временный управляющий); налоговые и иные уполномоченные органы; местный исполнительный и распорядительный орган по месту нахождения должника — юридического лица; прокурор в случае рассмотрения дела о банкротстве по его заявлению и в иных случаях, предусмотренных законодательством; орган государственного управления по делам о банкротстве; иные лица.
Осуществлять все процедуры, связанные с экономической несостоятельностью (банкротством) должника, реализуя основные положения законодательства о банкротстве, должен еще один из основных фигурантов этого процесса — управляющий. Это лицо на различных стадиях банкротства именуется по-разному — временный управляющий, антикризисный управляющий.
Временным управляющим является физическое или юридическое лицо, назначенное хозяйственным судом для проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника, т.е. его деятельность связана с защитным периодом (далее — управляющий).
Антикризисным управляющим может быть физическое или юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность на основе полученной лицензии, назначенное хозяйственным судом, в обязанности которого входит проведение некоторых процедур банкротства.
Требования, предъявляемые к квалификации управляющего в производстве признания субъекта хозяйственной деятельности банкротом разъясняются в постановлении Министерства экономики Республики Беларусь от 27 октября 2003 г. № 206 «Об утверждении Инструкции о порядке обучения, аттестации физических лиц на их соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к временному (антикризисному) управляющему, создании и деятельности аттестационной комиссии».