18 Март 2011

ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРАВО




Малые предприятия и предприниматели, осуществляющие свою дея-тельность без образования юридического лица, занимающиеся несколькими видами деятельности, относятся к субъектам малого предпринимательства по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в объеме реализации продукции (работ, услуг) за квартал.
Среднесписочная численность работников субъектов малого предпринимательства определяется за квартал в соответствии с порядком, утверждаемым органом, отвечающим за реализацию государственной политики в области статистики.
В случае превышения субъектом малого предпринимательства среднесписочной численности работников он лишается льгот, предусмотренных Законом о малом предпринимательстве.
Согласно ст. 5 Закона о малом предпринимательстве, субъектам малого предпринимательства оказывается государственная поддержка по следующим основным направлениям:
формирование инфраструктуры поддержки и развития малого пред-принимательства, в том числе содействие организации и деятельности центров поддержки предпринимательства и инкубаторов малого предпринимательства, инновационных центров и торгово-промышленных палат;
создание льготных условий для доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам и технологиям;
введение упрощенной системы регистрации, налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации выпускаемой ими продукции;
поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их производственных, торговых, научно-технических и информационных связей с зарубежными партнерами;
организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала для малого предпринимательства;
и др.
РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЕДИНИЦЫ КАК СУБЪЕКТЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наряду с гражданами, обладающими статусом предпринимателей и юридическими лицами, Республика Беларусь и административно-территориальные единицы могут выступать в качестве субъектов хозяйствования. Исходя из норм п. 1 ст. 124 ГК Республики Беларусь, Республика Беларусь, административно-территориальные единицы участвуют в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных с иными участниками этих отношений — физическими и юридическими лицами. Сущность правоспособности Республики Беларусь и административно-территориальных единиц определяется, как их участие в хозяйственном обороте исходя из публичных интересов и интересов государства.
Государство участвует в хозяйственном обороте как непосредственно, так и опосредованно. Непосредственное участие проявляется путем вступления в хозяйственные отношения государственных органов как представителей государственной власти. На республиканском уровне от лица государства могут выступать: Национальное собрание, Президент, Правительство, министерства, государственные комитеты и др. От имени административно-территориальных единиц — органы местного управления и самоуправления, действующие в пределах своей компетенции.
Зачастую от лица государства выступают исполнительной власти, наделенные специальными полномочиями. Так, в случае приватизации государственной собственности от лица государства выступает Министерство экономики Республики Беларусь.
Опосредованное участие государства в хозяйственном обороте осуществляется через специально созданные государственные юридические лица. Например, республиканские или коммунальные предприятия, которые приобретают права и обязанности, осуществляя хозяйственную деятельность для себя, а не для государства.
Государство как субъект хозяйствования обладает обособленным имуществом, на основе которого и осуществляет свою хозяйственную деятельность. Государственная собственность является основой участия государства как субъекта хозяйствования в имущественных отношениях. Она представлена в виде республиканской и административно-территориальной собственности. Государство может передать это имущество специально созданным им государственным предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо на ином законном основании.
Как субъект хозяйствования государство может выступать сторо-ной в сделке всякий раз, когда сделка совершается уполномоченными органами от имени республики или административно-территориальной единицы.
Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы несут самостоятельную имущественную ответственность по своим обяза-тельствам.