18 Март 2011

ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРАВО




Прекращение деятельности субъекта хозяйствования может быть осуществлено по соответствующим основаниям и в порядке, предусмотренном ГК (ст.ст. 57-61) и Положением от 16 марта 1999 г. (п. 35), по иным основаниям, предусмотренным законодательством Республики Беларусь.
Прекращение предпринимательской деятельности осуществляется по решению самого предпринимателя, собственника имущества (уполномоченного им органа) либо по решению хозяйственного суда (п. 35.2 Положения от 16 марта 1999 г.), в иных случаях — по решению регистрирующего органа (п. 35.3 Положения от 16 марта 1999 г.) [38].
Так, их деятельность может прекращаться по решению:
учредителей (участников) либо органа коммерческой организации, уполномоченного учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создана эта организация, достижением цели, ради которой она создана, или признанием судом недействительной регистрации данной организации в связи с допущенными при ее создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер. Учредители (участники) либо орган коммерческой организации, уполномоченный ее учредительными документами, по указанным основаниям обязаны обеспечить ее ликвидацию в срок, согласованный с регистрирующим органом;
хозяйственного суда в случаях:
- непринятия решения о ликвидации учредителями (участниками) либо органом коммерческой организации, уполномоченным на то учредитель-ными документами, в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано;
- осуществления деятельности без надлежащего специального разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства, либо систематического осуществления деятельности, противоречащей уставным целям коммерческой организации, или признания судом недействительной регистрации коммерческой организации в связи с допущенными при ее создании нарушениями законодательства либо экономической несостоятельности (банкротства) этой организации;
- сокрытия (занижения) прибыли (доходов) и других объектов налогообложения в течение двенадцати месяцев подряд;
- наличия убытков по итогам второго и каждого последующего финансового года и ненаправления коммерческой организацией, за исключением сельскохозяйственного производственного кооператива, в течение трех месяцев по окончании финансового года регистрирующему и налоговому органам сообщений о причинах возникновения убытков;
- наличия задолженности по платежам в бюджет и государственные це-левые бюджетные и внебюджетные фонды более шести месяцев подряд со дня образования задолженности коммерческой организации, за исключением сельскохозяйственного производственного кооператива;
- уменьшения стоимости чистых активов коммерческой организации по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже установленного законодательством минимального размера уставного фонда;
- выявления фактов, свидетельствующих о том, что ее деятельность была связана с торговлей людьми;
регистрирующего органа в случаях:
- нарушения сроков и порядка формирования минимального размера уставного фонда, предусмотренного в соответствии с законодательством;
- неосуществления предпринимательской деятельности в течение шести месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности, за исключением случая, указанного в ч. 5 п. 36 Положения от 16 марта 1999 г.;
- выплаты работникам в течение трех месяцев подряд заработной платы в размере менее месячной минимальной заработной платы, установленной законодательством;
- препятствования собственника имущества частного унитарного пред-приятия, местонахождением которого является жилое помещение, проведению соответствующих проверок уполномоченными органами;
- систематического грубого нарушения законодательства о труде.
При обнаружении оснований для ликвидации, предусмотренных Поло-жением от 16 марта 1999 г., органы Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, Комитета государственной безопасности, Министерства по налогам и сборам, Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции направляют регистрирующему органу представление (предложение) о ликвидации такой организации. В свою очередь, регистрирующий орган принимает решение о ликвидации этой организации на основании указанного представления, а в отношении организации с иностранными инвестициями подает соответствующее заявление в хозяйственный суд.