18 Март 2011

Социально-экономическая статистика




производства, объема продажи, уровня произ-водительности труда и т.д. в отношении какого-нибудь одного продукта. Например, имеются следующие данные о производстве электродвигателей переменного тока с высотой оси вращения 63 – 450 мм (тыс.шт.) в 2003 – 448; в 2004 – 188. Определим ин-дивидуальный индекс физического объема продукции:

; , т.е. произошло снижение объема производства на 58%.

Индивидуальные индексы:

• цен ;

• себестоимости ;

• стоимости .

Общим (агрегатным) называется индекс, характеризую-щий общее (среднее) изменение объема производства, объема продаж, уровней цен и т.д. в отношении совокупности рядов то-варов. Например, индексы, показывающие изменение общего объема производства различных видов продукции или изменение уровня цен различных видов товаров в целом. При расчете общих индексов возникает проблема соизмерения показателей по от-дельным товарам. Соизмеримость отдельных показателей дости-гается путем взвешивания, суть которого состоит в том, что при вычислении абстрагируются от влияния изменения одной из сто-рон изучаемого явления, принимая ее за неизменную величину. Так, при расчете индекса объема проданной продукции неизмен-ными величинами будут цены, а при расчете индекса цен – коли-чество проданной продукции. Та сторона изучаемого явления, от влияния изменения которой абстрагируются, принимая ее за не-изменную, называется весами индекса.

К индексам объемных показателей относятся индексы фи-зического объема продукции, численности рабочих, общего расхода материалов. Они измеряют общий, суммарный объем того или иного явления.

Методы построения индексов объемных (количественных) показателей рассмотрим на примере индекса физического объема продукции. При его исчислении ставится задача охарактеризовать изменение объема всей продукции, изготовленной предприятием или группой предприятий.

Индивидуальные индексы физического объема продукции характеризуют изменение выпуска по каждому виду продукции, их формула может быть записана следующим образом:

,

где и – выпуск продукции данного вида соответственно в отчетном и базисном периоде.

По своему существу эти индексы не отличаются от относи-тельных величин и представляют собой отношение количества продукции отчетного периода к количеству продукции базисного периода.

Для получения обобщенной характеристики динамики по всей совокупности выпускаемой продукции исчисляется агре-гатный (общий) индекс физического объема продукции.

Чтобы индекс отражал только изменение индексируемого объемного показателя, веса в его числителе и знаменателе фик-сируются на уровне одного и того же периода. В данном случае, для того, чтобы показать изменение объема продукции, необхо-димо устранить изменение цен. Это достигается тем, что продук-ция отчетного и базисного периода исчисляется в одинаковых (фиксированных) ценах.

Общий индекс физического объема продукции

,

где – индексируемая величина;

– вес;

– цены сопоставимые (базисные).

К индексам качественных показателей относятся индексы цен, индексы себестоимости продукции, индексы средней зара-ботной платы, индексы производительности труда, индексы удельных расходов материалов. Эти индексы характеризуют по-казатели, которые носят расчетный характер. Они измеряют ин-тенсивность, эффективность явления и являются либо средними, либо относительными величинами.

Рассмотрим расчет индивидуального и общего индекса ка-чественных показателей на примере индекса цен.

Индивидуальный индекс цен характеризует изменение цены по каждому виду продукции:

,

где и – соответственно цена отчетного и базисного периода.

Перед общим (агрегатным) индексом качественного показа-теля ставится задача измерить не только относительное изменение уровня, но и абсолютную величину того экономического эффекта, который получен в текущем периоде в результате этого изменения. В данном случае сумму экономии покупателей за счет снижения цен, или сумму их дополнительных расходов, если цены повысились.

Для получения общего индекса цен нужно построить его так, чтобы отразилось влияние только фактора изменения цен, и было бы исключено влияние изменения количества проданных товаров. Это возможно в том случае, если для обоих сравниваемых периодов количество проданных товаров будет взято одинаковое. Количество проданных товаров следует брать в текущем периоде, так как только на приобретении этого количества потребитель может экономить в результате снижения цен или перерасходовать в результате их повышения.

Общий индекс цен:

– инд