18 Март 2011

ОСНОВЫ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ




Данные о среднем размере пенсий учитываются с выделением основных видов пенсий по категориям получателей.

Реальный размер назначенных месячных пенсий исчисля-ется путем корректировки размера пенсии текущего периода на индекс потребительских цен на товары и услуги за соответст-вующий временной период.

Для характеристики домашних хозяйств используется такой показатель как располагаемые ресурсы которые представляют собой денежные средства домашних хозяйств, включая стоимость потребленных продуктов питания, произведенных в личном подсобном хозяйстве, за вычетом материальных затрат на их производство, и стоимость предоставленных в натуральном вы-ражении социальных дотаций и льгот Оценка потребленной про-дукции из личного подсобного хозяйства осуществляется по средним ценам их покупки. Этот индикатор рассчитывается в системе национальных счетов (СНС). Кроме него в СНС исчис-ляются фактическое потребление домашних хозяйств и их расхо-ды на конечное потребление.

Для характеристики домашних хозяйств используют мини-мальный потребительский бюджет и бюджет прожиточного ми-нимума, которые позволяют определить численность населения с уровнем располагаемых ресурсов ниже их уровня, а также пред-ставить соотношения среднедушевых располагаемых ресурсов, минимального потребительского бюджета и бюджета прожиточ-ного минимума.

Минимальный потребительский бюджет представляет собой набор материальных благ и услуг, которые необходимы для удовлетворения физиологических и социальных потребностей человека определенного пола и возраста.

Прожиточный минимум – минимальный набор матери-альных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедея-тельности человека и сохранения его здоровья.

Минимальные наборы продуктов питания для основных со-циально-демографических групп населения разработаны Респуб-ликанским научно-практическим центром по экспертной оценке качества и безопасности продуктов питания Министерства здра-воохранения Республики Беларусь. При формировании наборов непродовольственных товаров и услуг учитывались рекомендации ученых и специалистов соответствующих министерств и других республиканских органов государственного управления с участием республиканских объединений нанимателей и проф-союзов.

Прожиточный минимум в среднем на душу населения включает наборы продуктов питания и предметов гардероба для мужчины трудоспособного возраста, для женщины трудоспособ-ного возраста, для мальчика в возрасте 13 лет, для девочки в воз-расте 7 лет, наборы предметов общесемейного пользования: бы-тового и хозяйственного назначения, постельного белья, предме-тов первой необходимости, санитарии и лекарств, наборы жи-лищно-коммунальных, бытовых, транспортных услуг, взносы и платежи.

Бюджет прожиточного минимума – стоимостная величина прожиточного минимума, а также обязательные платежи и взносы.

Расчет бюджета прожиточного минимума осуществляется на основании Положения Министерства труда Республики Беларусь по расчету бюджета прожиточного минимума, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №458 от 31 марта 1999г. Величина бюджета прожиточного минимума пересматривается с учетом роста потребительских цен. Бюджет прожиточного минимума ежеквартально утверждается Правительством Республики Беларусь в ценах последнего месяца каждого квартала.

В условиях становления рыночных отношений в Республике Беларусь обозначилась дифференциация населения по размеру среднедушевого совокупного дохода, выделились богатые и ма-лообеспеченные слои населения. Это обусловило необходимость анализа степени расслоения общества по уровню доходов, выде-ления групп населения с различным уровнем доходов.

АНАЛИЗ ДОХОДОВ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ

ПО УРОВНЮ РАСПОЛАГАЕМЫХ РЕСУРСОВ

Анализ доходов населения осуществляется в тесной увязке со сводными макроэкономическими показателями и, в частности, с валовым внутренним продуктом (ВВП). Расчет ВВП на душу населения позволяет дать общую характеристику уровня жизни населения, а также отразить состояние и развитие экономики.

Кроме того, в СНС осуществляется расчет располагаемого дохода домашних хозяйств, их фактического конечного потреб-ления и расходов на последнее. Расчет этих показателей позволяет, во-первых, представить экономическое состояние домашних хозяйств, во-вторых, отразить степень зависимости экономики от поведения потребителей, в-третьих, оценить степень возможности государственного воздействия на уровень жизни населения.

Первоочередной задачей при анализе доходов населения является исследование источников образования доходов (их объемов, структуры, динамики, источников поступления), и на-правлений их использования, покупательной способности и распределения между разными группами населения.

Общую картину при анализе доходов и расходов населения позволяет получить баланс денежных доходов и расходов насе-ления (табл.8.1).

Таблица 8.1

Баланс денежных доходов и расходов населения

Статьи доходов Статьи расходов

и сбережений

1.