18 Март 2011

ОСНОВЫ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ




В основу ре-сурсного подхода заложена идея зависимости благосостояния от величин национального дохода, фонда потребления, а последних – от роста общественного производства, его структуры. Рост на-ционального дохода, с одной стороны, обеспечивает население продовольственными и непродовольственными товарами, а с другой, повышает его реальные доходы. Повышение благосос-тояния при ресурсном подходе необходимо рассматривать как функцию экономического роста.

В потребительском подходе благосостояние определяется как достигнутый уровень потребления населением благ и услуг, степень удовлетворения в них общественно признанных потреб-ностей. Здесь оно является функцией общественного производст-ва. Иначе говоря, эта категория рассматривается как пассивная, как результат экономического развития, поскольку на первый план выдвигаются элементы благосостояния, связанные с по-треблением, объективным неравенством в распределении доходов и богатства.

Главная цель и смысл экономического развития состоит не только в ускорении и устойчивом функционировании экономики, но и в обеспечении каждому человеку возможностей реализовать свой потенциал и вести здоровую, полноценную, активную жизнь. В этой связи становится важным проанализировать и оценить уровень благосостояния с позиций его структуры и степени реализации основных элементов.

Схематично система благосостояния представлена на рис.8.1.

При анализе уровня благосостояния населения важной зада-чей является оценка влияния на него следующих инструментов:

• налогово-бюджетная система;

• прямые социальные трансферты;

• коллективные услуги;

• субсидии в социальную сферу;

• заработная плата;

• дивиденды;

• проценты;

• страховые выплаты.

При анализе инструментов повышения уровня благосостоя-ния речь должна идти не только о денежном аспекте данных ка-тегорий, но и об условиях улучшения качества человеческого ка-питала (долгая и здоровая жизнь, постоянно обновляющиеся зна-ния, полноценность средств существования). Исследование зара-ботной платы как одного из инструментов повышения благосос-тояния должно основывается на решении проблем повышения оплаты труда, преодоления отраслевой дифференциации, соот-ношения минимальной заработной платы и минимального потре-бительского бюджета.

Денежные доходы населения:

- оплата труда;

- социальные трансферты;

- доходы от собственности

и предпринимательской деятель-ности;

- другие доходы, включая скры-тую оплату труда.

Доходы от накопления богатст-ва:

- дивиденды;

- доходы по ценным бумагам;

- проценты по вкладам;

- доходы от продажи недвижимости на вторичном рынке.

Потребление:

- расходы на питание;

- расходы на непродовольствен-ные товары;

- расходы на услуги.

Накопления:

- на жилищное строительство;

- на приобретение имущества;

- денежных сбережений. Образование:

- дошкольное;

- школьное;

- профессиональ-ное;

начальное;

среднее;

высшее

Здравоохранение:

- больничное;

- амбулаторное

Культура и искус-ство

- библиотеки;

- клубные учрежде-ния;

- музеи;

- профессиональ-ное и любительское искусство. Социальная за-щита

- ветеранов и инва-лидов;

- помощь государ-ства семьям, нахо-дящимся за чертой бедности;

- поддержка семей с детьми-инвалидами;

- поддержка моло-дежи;

- государственное социальное страхо-вание (социальные внебюджетные фонды, пенсии);

- частное социаль-ное страхование.

Рис. 8.1. Структура и элементы благосостояния

При анализе составляющих элементов благосостояния сле-дует выделить степень развития социальной инфраструктуры и ее важнейших отраслей: образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта.

В начале XXI в. Республика Беларусь имеет достаточно вы-сокий – 99,6% – уровень образования взрослого населения (25 лет и старше). Индекс уровня образования как одного из составных элементов развития человеческого потенциала достиг 0,927. На 10 тыс. граждан приходится 302 студента высших учебных заве-дений, что сопоставимо с наиболее развитыми странами Европы. На 1 тыс. чел., занятых в народном хозяйстве, приходится

412 чел. с высшим и средним специальным образованием (18,8% – с высшим, 22,4% – со средним специальным).

Создана развитая сеть образовательных структур всех форм собственности и условия для обеспечения всеобщей доступности в получении образования. Но при его исследовании важно не только проанализировать достоинства образовательной системы, но и дать оценку степени ее соответствия требованиям времени. Важную роль при этом играет доступность информационно-коммуникационных технологий, которые создают громадные возможности для дальнейшего развития образования.

По мере развития общества все больше усилий должно на-правляться на то, чтобы граждане страны были здоровыми на протяжении всей своей жизни и их окружала чистая природная среда.