18 Март 2011

ОСНОВЫ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ




Для этой цели они рекомендуют продавать все, что можно: ресурсы, информацию и т.д., вести решительное наступление на монополизм в экономике, поощрять средний и мелкий бизнес. Если в стране большой государственный сектор, то возможна разумная приватизация. Следует устранить всяческие барьеры, мешающие притоку капиталов.

Безусловно, факторы, воздействующие на рост предложения, дают эффект не сразу, а по истечении значительного срока. Процесс подтягивания предложения относится к долгосрочной антиинфляционной стратегии.

Поэтому самое мощное наступление на инфляцию связано с ограничением спроса. Такие меры способны быстро ударить по инфляционной волне и являются тактическими.

Сократить совокупный спрос возможно в результате денеж-ной реформы конфискационного плана. Ее цель заключается в уменьшении количества денег у населения, что сразу значительно сократит спрос. Подобные действия относятся к самым сильным средствам. Но возможны и не столь радикальные меры, умень-шающие возможность населения предъявлять спрос, — замора-живание сбережений. Оно снижает уровень ликвидности послед-них, сокращает возможность покупок недвижимости и драгоцен-ностей.

Избыток денежных средств у населения можно регулировать также при помощи разнообразных методов изъятия их из об-ращения: государственных займов; целевых вкладов в сбербанки; расширения и приватизации жилья, земли, основных и оборотных средств предприятий; выпуска и продажи ценных бумаг; расширения и модернизации экспортного производства; развития малых и средних предприятий с приоритетом производства по-требительских товаров.

Сокращение совокупного потребительского спроса связыва-ется с уменьшением бюджетного дефицита, прежде всего за счет освобождения от чрезмерных социальных программ и поддержа-ния дотациями и субсидиями неэффективного производства.

Меры, сдерживающие спрос, тяжело переносятся населением. Поэтому антиинфляционная программа воздействия на спрос должна дать эффект за относительно небольшой срок, иначе она станет слишком изнурительной.

Монетаристы предлагают ввести дорогой кредит, который для малоэффективного производства становится недоступным и оно разоряется. На рынок выходят теперь самые сильные произ-водители, которых правительство поощряет более низкой ставкой налогов. Они быстро наполняют рынок, цены начинают падать.

Итак, монетарные программы осуществляются в три этапа:

• на первом проводится конфискационная денежная ре-форма;

• на втором сокращается бюджетный дефицит и удоро-жается кредит;

• на третьем снижаются налоговые ставки.

На первых двух этапах используются рычаги, снижающие совокупный спрос, на третьем – рычаги, стимулирующие рост товарной массы.

Задача анализа – раскрыть эффективность мер по борьбе с инфляцией, степень их обоснованности.

Проводя анализ антиинфляционных мероприятий, нужно обратить внимание на то, что сама экономическая ситуация может объективно вынуждать к дополнительной денежной эмиссии, приводящей к инфляции. Это происходит в результате приоритета отраслей производственного назначения; высокого уровня мо-нополизма при низкой конкурентоспособности продукции; ис-кусственно завышенного уровня занятости населения в производ-стве.

Каждая из этих особенностей влечет за собой раскручивание инфляции при попытке рыночной трансформации.

Раздача «пустых» денег – главная причина инфляции. Здесь нужна структурная перестройка экономики, так как другими ме-рами сдерживать инфляцию невозможно.

Одним из структурных элементов системы мер по регули-рованию уровня инфляции является денежно-кредитная политика Центрального банка, на которую также необходимо обращать внимание аналитиков. При борьбе с инфляцией денежно-кредитная политика наиболее активно использует следующие инструменты регулирования:

• политика обязательных резервов;

• уровень процентной ставки;

• регулирование объемов рефинансирования коммерче-ских банков;

• операции на открытом рынке.

Введение обязательной нормы резерва обусловлено необхо-димостью обеспечения достаточного уровня ликвидности ком-мерческих банков, унификации и контроля их деятельности.

Как показывает международный опыт, даже незначительные колебания этой нормы ведут к существенным изменениям в раз-мерах предложения денег. Поэтому для простой корректировки последнего резервную норму, как правило, не меняют, а исполь-зуют лишь в крайних случаях.

При анализе необходимо обратить внимание на зависимость между нормами обязательного резервирования и инфляционным потенциалом экономики, которая носит характер обратной про-порциональности, т.е.