18 Март 2011

ОСНОВЫ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ




появилось балансоведение, раз-витие которого осуществлялось по трем направлениям:

• экономический анализ баланса, в рамках которого осо-бую значимость получили аналитические характеристики по-следнего – соотношение кратко- и долгосрочных обязательств, установление верхнего предела заемных средств (50% авансиро-ванного капитала), взаимосвязь финансового состояния и лик-видности и т.д.;

• юридический анализ баланса, который позже лег в ос-нову теории и практики бухгалтерской ревизии;

• популяризация знаний о балансе среди пользователей его информации.

В России роль экономического анализа и его связь с бухгал-терским учетом по-настоящему была оценена А.К.Рощаховским (1910г.), который по праву считается первым русским бухгалте-ром.

В СССР в условиях планового хозяйства анализ доминиро-вал как анализ хозяйственной деятельности, который, по сути, представлял собой технико-экономический анализ показателей производства, реализации продукции, труда, заработной платы и т.д. В большей мере он обеспечивал контроль по схеме «план–факт».

Современные подходы к прикладному экономическому ана-лизу вытекают из требований эффективного управления нацио-нальной экономикой, направленного на повышение уровня и ка-чества жизни населения.

В свою очередь, развитие национальной экономики предо-пределило эволюцию управления протекающими в ней социально-экономическими процессами и, соответственно, повлияло на цели, подходы и методы экономического анализа, обеспечивающего подготовку управленческих решений.

Повышение роли человеческих отношений, «человеческого фактора» в управлении, методы математического программиро-вания, моделирования существенно изменили и обогатили теорию экономического анализа.

На современном этапе дифференциация общественных и, в том числе, экономических наук, позволила экономическому ана-лизу выделиться в специальную отрасль знаний. Однако следует подчеркнуть, что и выделение отдельных научных направлений осуществляется в противоречивом диалектическом единстве с процессом интеграции наук. Даже став самостоятельной наукой, экономический анализ использует способы и приемы исследова-ния, присущие другим наукам: статистике, математике, прогно-зированию и т.д., что свидетельствует о его связях с другими дисциплинами. Эти связи и их развитие в большой степени могут свидетельствовать о расширении масштабов применения эконо-мического анализа и его возрастающей роли в системе управления, прогнозировании социально-экономического развития страны, а также отдельных отраслей, сфер, производств и т.д. В то же время использование в аналитических исследованиях математических методов и моделей делает рассматриваемую науку более глубокой и обоснованной.

Можно сказать, что экономический анализ является син-тезированной наукой, получившей свое развитие через инте-грацию целого ряда наук и объединение их отдельных элемен-тов.

Следует отметить, что в условиях сегодняшнего времени общественным наукам, в том числе экономическим, присуща оп-ределенная размытость терминов, выражающаяся в том, что мно-гие определения и понятия носят не вполне четкий характер, не дают полной, однозначной и единообразной трактовки экономи-ческих категорий, методов, приемов. Это в равной степени каса-ется и экономического анализа, и его разновидностей, хотя при-менительно к современным условиям хозяйствования решение данных вопросов имеет определяющее значение для дальнейшего развития и совершенствования всей аналитической деятельности.

Различные направления и школы, которые сегодня обозна-чились в экономической науке, отличаются друг от друга общим концептуальным подходом к анализу и разработке экономических проблем, пониманием предмета и задач исследования, методами анализа и т.д. Например, в рамках неоклассической школы в качестве инструментов исследования широко используются эко-номические модели, которые формализуют сложные экономиче-ские отношения и позволяют глубже познать суть экономических и социальных процессов и явлений, их многочисленные и разно-направленные связи. Чаще всего, эти модели представлены как диаграммы, таблицы, графики, формулы.

Представители неоклассической школы в своих исследова-ниях ориентированы на практические действия, выработку реко-мендаций для экономической политики.

Это направление отражает нормативную экономическую науку.

Позитивная школа экономической науки исследует факторы и явления. Во многих концепциях и разработках обеспечивается взаимосвязь этих направлений, т.е. позитивных аспектов теории, с нормативными выводами и рекомендациями.