18 Март 2011

ОСНОВЫ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ




Цена товара;

2. Затраты на эксплуатацию товара за его жизненный цикл;

3. Качество товара;

4. Качество сервиса товара.

Остановимся на особенностях каждого их этих критериев, на которые необходимо обратить внимание при анализе.

Цена товара. Разницу между верхней границей цены, опре-деляемой платежеспособным спросом, и ее нижней границей, об-разуемой издержками, иногда называют полем игры предприни-мателя по установлению цен. Именно в этом интервале обычно и устанавливается конкретная цена на тот или иной производимый предприятием товар.

Уровень устанавливаемой цены должен быть сопоставим с ценами и качеством аналогичных или подобных товаров.

Изучая продукцию конкурентов, их ценовые каталоги, оп-рашивая покупателей, предприятие должно объективно оценить свои позиции на рынке и на этой основе корректировать цены на продукцию.

При корректировке цен важно учитывать эластичность спроса, так как это дает возможность определить влияние изме-нения цены на общую выручку. Если спрос эластичен, то умень-шение цены приведет к увеличению общей выручки. Если спрос неэластичен, уменьшение цены приведет к уменьшению общей выручки. В случае единичной эластичности увеличение или уменьшение цены оставит общую выручку без всяких изменений. Потеря выручки, вызванная снижением цены единицы продукции, будет в точности компенсирована сопутствующим расширением продаж. И наоборот.

Представляется возможным сделать некоторые практические выводы из характеристик ценовой эластичности спроса.

Если спрос на товар эластичен, то увеличить объем продаж и прибыль можно путем уменьшения цены, т.е. используя ценовую конкуренцию. В случае неэластичного спроса достигнуть той же цели изменением цен невозможно. Для этого лучше активнее использовать рекламу, улучшать качество продукции, обслужи-вание покупателей, т.е. применять приемы неценовой конкуренции.

Для получения гарантированного экономического выигры-ша, т.е. для обеспечения конкурентоспособности продукции может использоваться такой прием, как «перевод» эластичного спроса в неэластичный (обычно путем ограничения объема производства). У этой манипуляции есть, однако, объективный предел, перейдя который, неэластичный спрос сползает в положение «нужды», а с ней исчезает не только его «неэластичность», но и сам спрос как начало рынка.

Затраты на эксплуатацию товара за его жизненный цикл. Денежная цена товара является не единственным фактором, влияющим на изменение величины спроса, так как отражает не все затраты покупателя на данный товар. Денежная цена товара – лишь видимая часть всех затрат, но покупателю хорошо видна и «невидимая» часть. Поэтому структура полной цены выступает особым фактором величины спроса: чем больше дополнительных затрат на данный товар, тем меньше – при прочих равных условиях – величина спроса. Предприниматель должен учитывать величину совокупных затрат как определяющий фактор поведения потребителей и стремиться к минимизации дополнительных затрат, вынося на продажу максимально готовую к употреблению продукцию. Более того, сведение к минимуму дополнительных затрат позволяет даже повысить продажную цену товара, так как потребитель учтет предоставляемую продавцом выгоду: пусть денежная цена товара и повысилась, но благодаря этому уменьшились и дополнительные затраты по эксплуатации товара.

Качество товара. Конкурентоспособность товара определя-ется той совокупностью его свойств, которые представляют не-сомненный интерес для определенной группы покупателей и обеспечивают удовлетворение данной потребности. Прочие ха-рактеристики и свойства продукции во внимание не принимаются. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счет придания товару новых свойств, не затребованных группой потребителей, для которых он предназначен. Кроме того, один и тот же продукт может быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен – на внешнем, и наоборот.

При неизменности качественных характеристик товара его конкурентоспособность может изменяться в широких пределах, реагируя на изменение конъюнктуры рынка, воздействие рекламы и проявления других внутренних и внешних по отношению к товару факторов.

Обобщающий показатель качества можно представить в следующем в виде:

Кк – коэффициент качества;

Сб – стоимость забракованной продукции в процессе произ-водства;

Сд – стоимость дефектной продукции, за которую по рекла-мациям уплачен штраф;

Сг – стоимость продукции, подвергнутой гарантийному ре-монту;

Сф – стоимость продукции, фактически реализованной за отчетный период.

Чем ближе величина коэффициента качества к нулю, тем выше конкурентоспособность продукции и тем лучше работает предприятие.

Проблемы, связанные с обеспечением конкурентоспособно-сти, могут успешно решаться лишь при едином подходе к понятию качества, способов и методов его измерения.