ОСНОВЫ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Анализ конкуренто-способности отдельного объекта является внутренним делом страны, что обусловливает отсутствие международных методик по оценке конкурентоспособности различных объектов.
Внутри страны при оценке и анализе конкурентоспособности применяются разнообразные методы:
• конкурентоспособность простых и недорогих объектов целесообразно определять на основе экспертной оценки или пробных продаж нового товара;
• конкурентоспособность предприятий рекомендуется оценивать на основе показателей конкурентоспособности ее то-варов и значимости рынков, на которых они были реализованы;
• конкурентоспособность отрасли обычно измеряется на основе конкурентоспособности, например, 30 лучших товаров отрасли.
Основным методом анализа и оценки конкурентоспособности отдельных объектов является метод экспертных оценок.
При оценке конкурентоспособности необходимо анализиро-вать и давать ее количественную оценку по единой методике, что обеспечит достоверность получаемых результатов.
Для организации, объекта, а также продукции основным показателем конкурентоспособности является спрос.
1. Оценка спроса может осуществляться на основе сопос-тавления стоимости нереализованной продукции (Цнр) и общей стоимости, поставляемой на товарный рынок продукции (Цпост).
где Анр – уровень нереализованной продукции.
Падение спроса будет наблюдаться при росте доли остатков продукции на товарном рынке.
Динамический ряд «Анр» дает возможность определить кон-курентоспособность.
Чем меньше «Анр», тем выше конкурентоспособность про-дукции.
2. Изменение уровня конкурентоспособности предприятия и продукции может характеризоваться изменением удельной при-были (ПРуд) на рубль стоимости продукции, поставляемой на то-варный рынок (Цпост):
Чем больше доля прибыли, тем выше конкурентоспособ-ность.
3. Измерение уровня конкурентоспособности объекта может измеряться интегральным показателем:
где Аукс – уровень конкурентоспособности объекта;
Анр1; Анр0 – уровень нереализованной продукции соответст-венно текущего и базисного периодов;
ПРуд, ПРуд0 – удельная прибыль текущего и базисного пе-риодов.
4. Если предприятие ставит целью завоевание рынков, то в этом случае важное место отводится затратам по сбыту и здесь речь идет о конкурентоспособности рынков.
Конкурентоспособность рынка по однородной продукции может определяться долей затрат по сбыту в стоимости поставки.
Показатель «Асб» представляет собой отношение стоимости расходов по сбыту продукции (Зсбыт) к одной стоимости поставки продукции на товарный рынок (Цпост):
Снижение Асб ведет к росту прибыли.
Кроме того, для характеристики конкурентоспособности объекта могут применяться следующие показатели:
• связанные с возможностями рыночной ситуации:
– удельный вес экспортной продукции (Кэкс) – отношение объема продукции, отгруженной на экспорт (Вэкс), к об-щему объему отгруженной продукции (Вотг): Кэкс=Вэкс/Вотг;
– удельный вес экономических санкций (Ксанк) – отношение общей величины всех видов экономических санкций, примененных к предприятию (Эсан), к балансовой при-были (ПБ): Ксанк = Эсан / ПБ (источник — справка к от-чету о финансовых результатах);
• показатели использования финансово-экономического потенциала предприятия:
– рентабельность издержек (продукции) – отношение прибыли от реализации к полной себестоимости реали-зованной продукции;
– рентабельность продаж – отношение прибыли от реа-лизации к выручке от реализации без налогов, включае-мых в цену продукции. Этот показатель характеризует доходность основной деятельности предприятия;
• показатели использования организационного потен-циала предприятия:
– расходы на рекламу на 1000 000 руб. отгруженной про-дукции – отношение общей суммы расхода на рекламную деятельность к объему отгруженной продукции;
– коэффициент эффективности рекламы – отношение темпов роста (снижения) затрат на рекламу к темпам роста (снижения) текущих затрат на производство;
– коэффициент эффективности затрат на гарантийный ремонт и сервисное обслуживание (Ктар) – отношение темпов роста (снижения) затрат на сервисное и гаран-тийной обслуживание к темпам роста (снижения) теку-щих затрат на производства;
• показатели использования производственно-технологического потенциала предприятия:
– удельный вес сертифицированной продукции в общем объеме реализованной продукции (Ксерт) – отношение объема сертифицированной продукции (Всерт, в млн. руб.) к выручке от реализации (без НДС) (источник – годовой отчет);
– удельный вес продукции, производимой по патентам (лицензиям) в общем объеме реализованной продукции (Клиц) – отношение общего объема продукции по патен-там (лицензиям) к выручке от реализации (без НДС) (источник – годовой отчет);
– удельный вес рекламаций в общем объеме реализованной продукции (Крек) – отношение возвращенной продукции к выручке от реализации (без НДС) (источник – годовой отчет).
Качественную сторону конкурентоспособности товара мож-но анализировать при помощи следующих показателей:
1.