18 Март 2011

ОСНОВЫ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ




Анализ конкуренто-способности отдельного объекта является внутренним делом страны, что обусловливает отсутствие международных методик по оценке конкурентоспособности различных объектов.

Внутри страны при оценке и анализе конкурентоспособности применяются разнообразные методы:

• конкурентоспособность простых и недорогих объектов целесообразно определять на основе экспертной оценки или пробных продаж нового товара;

• конкурентоспособность предприятий рекомендуется оценивать на основе показателей конкурентоспособности ее то-варов и значимости рынков, на которых они были реализованы;

• конкурентоспособность отрасли обычно измеряется на основе конкурентоспособности, например, 30 лучших товаров отрасли.

Основным методом анализа и оценки конкурентоспособности отдельных объектов является метод экспертных оценок.

При оценке конкурентоспособности необходимо анализиро-вать и давать ее количественную оценку по единой методике, что обеспечит достоверность получаемых результатов.

Для организации, объекта, а также продукции основным показателем конкурентоспособности является спрос.

1. Оценка спроса может осуществляться на основе сопос-тавления стоимости нереализованной продукции (Цнр) и общей стоимости, поставляемой на товарный рынок продукции (Цпост).

где Анр – уровень нереализованной продукции.

Падение спроса будет наблюдаться при росте доли остатков продукции на товарном рынке.

Динамический ряд «Анр» дает возможность определить кон-курентоспособность.

Чем меньше «Анр», тем выше конкурентоспособность про-дукции.

2. Изменение уровня конкурентоспособности предприятия и продукции может характеризоваться изменением удельной при-были (ПРуд) на рубль стоимости продукции, поставляемой на то-варный рынок (Цпост):

Чем больше доля прибыли, тем выше конкурентоспособ-ность.

3. Измерение уровня конкурентоспособности объекта может измеряться интегральным показателем:

где Аукс – уровень конкурентоспособности объекта;

Анр1; Анр0 – уровень нереализованной продукции соответст-венно текущего и базисного периодов;

ПРуд, ПРуд0 – удельная прибыль текущего и базисного пе-риодов.

4. Если предприятие ставит целью завоевание рынков, то в этом случае важное место отводится затратам по сбыту и здесь речь идет о конкурентоспособности рынков.

Конкурентоспособность рынка по однородной продукции может определяться долей затрат по сбыту в стоимости поставки.

Показатель «Асб» представляет собой отношение стоимости расходов по сбыту продукции (Зсбыт) к одной стоимости поставки продукции на товарный рынок (Цпост):

Снижение Асб ведет к росту прибыли.

Кроме того, для характеристики конкурентоспособности объекта могут применяться следующие показатели:

• связанные с возможностями рыночной ситуации:

– удельный вес экспортной продукции (Кэкс) – отношение объема продукции, отгруженной на экспорт (Вэкс), к об-щему объему отгруженной продукции (Вотг): Кэкс=Вэкс/Вотг;

– удельный вес экономических санкций (Ксанк) – отношение общей величины всех видов экономических санкций, примененных к предприятию (Эсан), к балансовой при-были (ПБ): Ксанк = Эсан / ПБ (источник — справка к от-чету о финансовых результатах);

• показатели использования финансово-экономического потенциала предприятия:

– рентабельность издержек (продукции) – отношение прибыли от реализации к полной себестоимости реали-зованной продукции;

– рентабельность продаж – отношение прибыли от реа-лизации к выручке от реализации без налогов, включае-мых в цену продукции. Этот показатель характеризует доходность основной деятельности предприятия;

• показатели использования организационного потен-циала предприятия:

– расходы на рекламу на 1000 000 руб. отгруженной про-дукции – отношение общей суммы расхода на рекламную деятельность к объему отгруженной продукции;

– коэффициент эффективности рекламы – отношение темпов роста (снижения) затрат на рекламу к темпам роста (снижения) текущих затрат на производство;

– коэффициент эффективности затрат на гарантийный ремонт и сервисное обслуживание (Ктар) – отношение темпов роста (снижения) затрат на сервисное и гаран-тийной обслуживание к темпам роста (снижения) теку-щих затрат на производства;

• показатели использования производственно-технологического потенциала предприятия:

– удельный вес сертифицированной продукции в общем объеме реализованной продукции (Ксерт) – отношение объема сертифицированной продукции (Всерт, в млн. руб.) к выручке от реализации (без НДС) (источник – годовой отчет);

– удельный вес продукции, производимой по патентам (лицензиям) в общем объеме реализованной продукции (Клиц) – отношение общего объема продукции по патен-там (лицензиям) к выручке от реализации (без НДС) (источник – годовой отчет);

– удельный вес рекламаций в общем объеме реализованной продукции (Крек) – отношение возвращенной продукции к выручке от реализации (без НДС) (источник – годовой отчет).

Качественную сторону конкурентоспособности товара мож-но анализировать при помощи следующих показателей:

1.