18 Март 2011

ОСНОВЫ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ




Именно по инфраструктуре судят о степени развития рыночных отношений.

Кроме того, развитие рыночных отношений существенно изменило управление экономикой, которое сегодня включает ры-ночное самоуправление и государственное регулирование рыноч-ной экономики (рис.1.1). Это соотношение складывается в зави-симости от особенностей, условий и состояния развития эконо-мики, менталитета нашего народа, его традиций.

Рыночное самоуправление предусматривает самоуправление собственника, самоуправление предпринимателя, профес-сиональное управление менеджера, самоуправление членов тру-дового коллектива.

Исходным управленческим отношением является само-управление собственника, реализующего свое право владения, распоряжения собственностью и ее использования. Иначе говоря, рыночное самоуправление – это функция собственника, который осуществляет ее в полном объеме или частично.

Но рыночное самоуправление обеспечивает интересы обо-собленных субъектов экономической деятельности. Оно не решает следующих задач развития экономики, как общественной и хозяй-ственной (государственной):

• поддержания общественного порядка;

• защиты государства и граждан;

• согласования общественных, коллективных и частных ин-тересов;

• выбора стратегических направлений развития экономики;

• обеспечения фундаментальных научных исследований;

• формирования и функционирования денежной системы;

• создания производственной и социальной инфраструктур (транспортной сети и системы связи, учреждений здравоохране-ния, культуры, образования);

• защиты окружающей среды.

Рыночные отношения сами по себе не обеспечивают гарантий социальной защищенности нетрудоспособным и социально слабым слоям населения (пенсионерам, инвалидам, безработным, детям, учащимся), особенно при повышении цен, необходимости трудоустройства, подготовки и переподготовки кадров. Эти функции управления осуществляются государством и его орга-нами в центре и на местах. Регулирование экономических про-цессов в интересах общества в целом возлагается на государство.

Данный процесс осуществляется с помощью правовых эко-номических и социальных мер. Правовое регулирование реализу-ется путем разработки законодательства (нормативных актов /указов/, методических указаний и инструкций), а также системы требований и запретов по экологии.

Экономическое регулирование осуществляется в форме раз-работки экономической политики, концепций, основных направ-лений, целевых комплексных программ развития, стабилизации денежной системы, совершенствования налоговой системы, кон-троля над ценами, дифференцирования процентных ставок за кредит, государственных заказов и др.

Социальное регулирование охватывает трудовые отношения (заключение генеральных тарифных соглашений; разработка та-рифных ставок и сет, минимальных размеров заработной платы, нормативов охраны труда; районное регулирование заработной платы); социальные гарантии занятости (организация переподго-товки и трудоустройства); защиту социально слабых слоев насе-ления и нетрудоспособных лиц (установление пенсий и пособий, в том числе по безработице); разработку социальных нормативов, представляющих минимальные и рациональные размеры потреб-ления важнейших благ и услуг, денежных доходов и других ус-ловий жизнедеятельности человека по социально-демографическим группам населения; защиту покупательной способности населения (индексация заработной платы, пенсий, сти-пендий, пособий и вкладов населения).

Основой государственного регулирования всех перечислен-ных процессов является экономический анализ, который осуще-ствляется на всех уровнях управленческой иерархии, разнообразен по своим видам, целям и объектам исследования. Следует от-метить, что анализ социально-экономических процессов явля-ется уточняющим по отношению к экономическому анализу, указывающим, что в качестве объекта анализа выступают кон-кретные социальные и экономические процессы и явления.

Все это показывает, что возрастающая роль экономического анализа на современном этапе сопровождается существенным расширением масштабов и направлений аналитической деятель-ности.

В новых условиях хозяйствования анализ выступает не только как инструмент поиска резервов развития экономики и обоснования плановых заданий, но и как основа принятия управ-ленческих решений. Он является еще и средством объективной оценки конечных результатов работы предприятия, организации, фирмы, компании, отрасли, сферы с выделением собственного вклада каждой структурной единицы в конечные результаты со-циально-экономического развития отрасли, а также влияния внешних факторов на полученные результаты

Результаты хозяйствования нужны предпринимателю и ме-неджеру, коллективу предприятия и каждому работающему, кре-диторам и поставщикам, правительству и обществу в целом, что расширяет круг его пользователей и направлений применения экономического анализа.

Это связано с выполнением каждым из них своих обяза-тельств.

Например, в условиях рыночных отношений хозяйствующие субъекты, осуществляя коммерческую деятельность, вступают в отношения со многими структурами и органами управления (министерствами, концернами), налоговыми органами, банками, предприятиями-поставщиками и потребителями продукции (работ, услуг) и т.д.