18 Март 2011

ОСНОВЫ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ




Экономика, зависящая ис-ключительно от факторных условий, не способна поддерживать непрерывный рост и совершенствование производства. Однако если доходы, полученные от экспорта продукции, направлять на инвестиции для собственной индустриальной и технологической базы, то такая экономика будет служить отправной точкой для дальнейшего развития.

Вторая стадия конкурентного роста связана с возможно-стями широкомасштабного инвестирования государства и его компаний.

Инвестиции способствуют появлению новых отраслей на-циональной экономики, которые нацеливаются на глобальную конкурентоспособность. Инвестиции осуществляются в целях превращения отсталых факторов в развитые, создания современ-ной инфраструктуры, совершенствования системы профессио-нальной подготовки. Начинается развитие собственной сети экс-портных товаров, налаживаются прямые контакты с зарубежными потребителями. В конкурентоспособных отраслях экономики развивается внутренняя конкуренция, стимулирующая снижение издержек и повышение качества продукции.

Набор отраслей и сегментов, в которых страна может кон-курировать на мировых рынках, становится шире, чем на фактор-ной стадии. Однако при таком развитии конкурентоспособные отечественные производители ориентированы преимущественно на экспорт, поскольку внутренний спрос остается не слишком требовательным, а в ряде отраслей, развивающихся на экспорт, вообще отсутствует.

Для инвестиционной стадии в обществе необходим консен-сус, поскольку предпочтение инвестициям и долгосрочному эко-номическому росту достигается в ущерб текущему потреблению и распределению доходов.

На третьей, инновационной стадии развития все детерми-нанты носят благоприятный характер и их взаимодействие мак-симально.

На внутреннем рынке существует искушенный потреби-тельский спрос, развиваются новые конкурентоспособные отрасли национальной экономики. Совершенствуются развитые и спе-циализированные факторы. Национальные компании развивают не только зарубежные технологии, но и сами создают их. Конку-ренция ведется не только по цене, но и на основе дифференциации продукции, что предполагает высокую квалификацию труда и высокое качество созданных на базе передовых технологий из-делий. Постепенно происходит отказ от ценовой конкуренции.

Осуществляется переход к началу вывоза капитала на базе прямых зарубежных инвестиций. Развиваются такие сложные виды услуг, как маркетинг, инжиниринг, информационные и фи-нансовые услуги.

Инновационная экономика обладает наивысшей сопротив-ляемостью по отношению к неблагоприятным для нее внешним факторам, а также экономическим колебаниям.

На инновационной стадии находятся практически все разви-тые страны мира.

Четвертая стадия развития конкурентоспособности, движимая богатством, знаменует начало упадка достигшей всех благ страны. Компании, а вместе с ними и вся страна, останавли-ваются на достигнутом, прекращают процесс поиска новых про-дуктов и процессов, что снижает конкурентоспособность. К дан-ной черте почти вплотную подошли социально ориентированные экономики стран Западной Европы.

При анализе конкурентоспособности на макроуровне ис-пользуют три основных подхода.

Первый подход базируется на анализе значений основного макроэкономического показателя – ВВП на душу населения. Ди-намика межстрановых соотношений по этому показателю отражает сравнительную эффективность функционирования хозяйственной системы, рост благосостояния населения страны. В то же время значение ВВП на душу населения не позволяет проследить влияние отдельных факторов на целевой показатель – националь-ную конкурентоспособность.

Второй подход к оценке макроконкурентоспособности ис-ходит из анализа реализованных конкурентных преимуществ, ко-торые выражены в статистических данных о результатах внешне-торговой деятельности страны, а также об изменении доли отече-ственных товаров во внутреннем товарообороте. В качестве пока-зателей конкурентоспособности страны рассматриваются доля страны в мировом экспорте определенного товара, доля опреде-ленного товара в совокупном экспорте данной страны, соотноше-ния между экспортом и производством, импортом и потреблением отдельных товаров.

Третий подход принят в исследованиях Всемирного эконо-мического форума. Он основан на сопоставлении стран по рей-тингам конкурентоспособности. Для их расчета используются широкий спектр статистических данных и экспертные оценки.

В обзорах Всемирного экономического форума индекс кон-курентоспособности для каждой из стран рассчитывается как средневзвешенная величина восьми субиндексов (факторов).