18 Март 2011

ОСНОВЫ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ




При этом могут применяться различные группировки: типологические, структурные, аналитические.

Типологические группировки применимы к относительно однородным предприятиям, сферам и видам деятельности, одно-типным экономическим и социальным процессам.

Структурные группировки используются при анализе со-става и структуры объекта, процесса или явления как в статике, так и в динамике.

Аналитические (причинно-следственные) группировки чаще всего применяются для выявления взаимосвязей, взаимоза-висимостей, взаимодействия анализируемых процессов и явлений.

Признаки, на основе которых осуществляется группировка, могут носить качественный (если отсутствует количественное выражение) или количественный характер. С учетом сложности построения различают простые и комбинированные группировки. При простых группировках изучается взаимосвязь между явле-ниями, сгруппированными по какому-либо признаку, при комби-нированных деление изучаемой совокупности осуществляется сначала по одному признаку, а затем – внутри каждой группы – по другому. То есть могут быть построены многоуровневые группировки.

Наиболее важный и распространенный способ анализа – сравнение. Как правило, с него начинается познание любого яв-ления и процесса. Существует несколько форм сравнения: срав-нение с планом, с прошлым, с лучшим, с нормативами, со сред-ними данными и т.д. Например, при оценке выполнения Про-грамма социально-экономического развития Республики Беларусь применяется сравнение фактических показателей с плановыми. Выявленные отклонения, в свою очередь, является объектом дальнейшего анализа, при этом устанавливаются их причины, оценивается качество планирования.

Используя метод сравнений при анализе социально-экономических процессов, необходимо соблюдать определенные правила: сопоставимость показателей и условий протекания со-циально-экономических процессов, единство временных границ (промежутков и моментов времени), единство методики исчисле-ния показателей и их состава.

Процедура сравнения осуществляется в несколько этапов:

1-й – выбор объектов и базы сравнения;

2-й – выбор признаков и критериев сравнения;

3-й – выбор формы сравнения (динамическое, пространст-венное, по отношению к нормативам или плановым заданиям и т.д.);

4-й – построение шкалы сравнений и степени различий.

Выделяют следующие виды сравнительного анализа: го-ризонтальный, вертикальный, трендовый, одномерный, много-мерный.

Горизонтальный сравнительный анализ чаще всего при-меняется при определении отклонений фактического состояния объекта (процесса, явления) от базового (среднего, лучшего, пла-нового и т.д.).

Вертикальный сравнительный анализ чаще всего исполь-зуется при анализе структуры социально-экономических процес-сов и явлений (удельный вес частей в целом, соотношение от-дельных частей между собой, влияние факторов и т.д.).

Трендовый сравнительный анализ применяется при иссле-довании динамических рядов (например, темпов роста и прироста показателей за определенный промежуток времени по отношению к установленному базисному уровню).

Одномерный сравнительный анализ предусматривает сравнение одного или нескольких объектов по одному показателю или одного или нескольких показателей по одному объекту.

Многомерный сравнительный анализ применяется при ис-следовании сразу нескольких объектов по широкому спектру по-казателей.

МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК

В условиях высокой степени неопределенности в развитии социально-экономических процессов используется такой метод анализа, как экспертные оценки. Он основывается на опыте, знаниях и компетенции экспертов, их интуитивно-логическом мышлении.

Процедура экспертного оценивания может быть организо-вана по-разному (индивидуально, в группах, в несколько этапов и т.д.), но в любом случае основой являются мнения независимых экспертов, которые затем обрабатываются статистическими ме-тодами.

Например, процедура экспертного оценивания может осу-ществляться в следующей последовательности:

• отбирается совокупность характеристик, по которой бу-дет осуществляться анализ;

• формируется группа экспертов, которые будут прово-дить оценку (численный состав, квалификация и профессиональ-ная ориентация экспертов);

• устанавливается балльная шкала оценок (например, меньший по значению ранг присваивается имеющий наибольшее значение характеристике);

• формируется таблица – матрица, в которую заносят оценки каждого эксперта по рангу (табл.3.1);

Таблица 3.1

Матрица рангов опроса

Факторы*

Эксперты** Сумма ран-гов

?хі Отклонение от среднего

? хі / n-х Квадрат отклонений

(?хі — х)2

1 2 3 4 5 6

Х1

Х2

Х3

Х4

Х5

?

*Для экспертного оценивания использовано N (в нашем случае пять) характери-стик (факторов).

** В процедуре экспертного оценивания принимают участие m (в нашем случае шесть) экспертов.

• на основании полученных оценок рассчитываются суммы значений рангов по каждому фактору и среднее арифметическое значение суммы рангов опроса.