18 Март 2011

ОСНОВЫ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ




Указанный подход уп-раздняет необходимость использования в качестве классифика-ционных такие признаки, как содержание и полнота изучаемых вопросов, уровень и масштабы управления, взаимосвязанные объекты управления, методы изучения объекта, степень механи-зации и автоматизации вычислительных работ.

Сам объект, его структура, сложность, информационное описание, возможность формализации имеющейся информации в совокупности с целью проведения анализа предопределяют выбор метода анализа, и, что само по себе очень важно, последний сам часто предполагает использование нескольких методов, до-полняющих друг друга. Однако при анализе конкретных ситуаций наряду с основополагающими признаками могут вводиться и частные (для уточнения и детализации).

СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ В АНАЛИЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Социально-экономические процессы, протекающие в на-циональной экономике, измеряются и описываются многочис-ленными показателями, которые можно представить через опре-деленную систему. При этом выделенная система показателей должна не только отражать состояние социального или экономи-ческого процесса, но и обеспечивать возможность объяснения произошедших изменений в их развитии, предсказывать ход этих процессов.

Показатель – это качественно-количественное представле-ние объекта, социально-экономического процесса, явления. Ка-чественная сторона показателя отражает сущность и принад-лежность объекта по месту и времени, а количественная придает объекту количественную определенность.

Показатели, выступающие в качестве основного мерила со-стояния объекта, называются критериями. Например, произво-дительность труда как критерий эффективности отражает меру экономического эффекта, получаемого при затратах живого труда. В качестве критерия эффективности использования ма-териальных ресурсов может выступать материалоемкость произ-водства.

Критерий оптимальности – это показатель, выражающий предельную меру экономического эффекта. При принятии управ-ленческих решений он используется для сравнительной оценки возможных альтернативных вариантов и выбора наилучшего из них.

Показатели, имеющие определенные пороговые значения и используемые в рамках национальной экономики, отдельной от-расли, региона, сферы, группы однородных предприятий и орга-низаций, и с которыми можно сравнивать соответствующие пока-затели выступают как нормативы.

При анализе на всех уровнях управленческой иерархии ис-пользуется, как правило, не отдельно взятый показатель, а система взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга показателей. При формировании системы показателей необходимо соблюдать следующие требования:

• показатели должны раскрывать сущность и содержание объекта (процесса, явления);

• комплексно отражать особенности объекта соответст-вующего уровня иерархии с позиции его вещественного и стои-мостного состояния;

• соответствовать целям и задачам социально-экономического развития, социальной ориентации национальной экономики;

• ориентировать на более полное и эффективное исполь-зование ресурсов, повышение качества работы во всех звеньях и сферах общественного производства;

• иметь методологическое единство и сопоставимость с показателями учета и статистики, системы национальных счетов;

• обладать способностью агрегироваться и дезагрегиро-ваться;

• быть гибкими и адаптивными, что обеспечивает воз-можность формирования системы показателей применительно к конкретному объекту, вхождения этой системы показателей или отдельного показателя в систему более высокого или низкого по-рядка.

В зависимости от содержания и направления использо-вания всю совокупность показателей, применяемых в процессе анализа, можно сгруппировать следующим образом:

• синтетические и индивидуальные;

• натуральные и стоимостные;

• количественные и качественные;

• абсолютные и относительные;

• индикативные и справочные.

В зависимости от степени охвата экономических про-цессов показатели подразделяются на интегральные (синтетиче-ские) и частные (индивидуальные). Синтетические (обобщаю-щие) показатели отражают количественную сторону изучаемой совокупности социальных и экономических процессов и пред-ставляют собой их величину, выраженную соответствующей единицей измерения. Они показывают сложные явления и высту-пают как результат взаимодействия многих экономических, на-учно-технических и других факторов, обобщают результаты про-изводства или распределения, характеризуют объем изучаемых процессов: национальный доход, валовой внутренний продукт, численность экономически активного населения, объем товаро-оборота, уровень производительности труда и т.д.