18 Март 2011

Мировая экономика




Понятие «конкурентоспособности государств» было введено в научный оборот профессором Гарвардской школы бизнеса М.Портером в вышедшей в 1990г. монографии «Конкурентные преимущества наций». Система четырех показателей, по Портеру, охватывает конкурентную среду отечественных фирм и включает: 1) факторные условия; 2) условия внутреннего спроса;
3) родственные и поддерживающие отрасли; 4) структуру и стра-тегию фирм, внутриотраслевую конкуренцию. Соответственно, наличие и эффективное использование того или иного параметра и предопределяет успех страны в международной конкуренции [20 с.8-9].
Национальная конкурентоспособность, конкурентоспособ-ность страны имеет огромное значение для конкурентоспособно-сти всех ее товаров, фирм, отраслей на мировом рынке.
Факторы, определяющие конкурентоспособность страны, можно разбить на ряд групп.
Первая группа — наделенность страны факторами производ-ства: землей (природными ресурсами), рабочей силой и капиталом.
Вторая группа — технический уровень производства и на-циональный уровень производительности труда, который связан как с общей технической культурой в стране, так и квалификацией работников.
Третья группа, роль которой значительно повысилась в со-временных условиях, — национальный уровень подготовки кадров и научно-технический потенциал страны.
Четвертая группа — общеэкономическая ситуация в стране, средняя норма прибыли как главный источник финансирования развития, система аккумуляции сбережений в стране и их исполь-зования для капиталовложений, эффективность функционирова-ния банковской системы и других финансовых институтов, по-зволяющие компаниям использовать для совершенствования производства и организации выпуска новых изделий привлеченные средства, и т.д.
Пятая группа — связана со сложившимся в стране уровнем жизни, что определяет средний уровень заработной платы и дру-гих социальных выплат населению, а также общих расходов на социальную сферу (образование, здравоохранение и т.д.).
Шестая группа — связана с деятельностью национального государства (государство стимулирует капиталовложения в стра-не, совершенствует налоговую систему, способствует развитию научных исследований (фундаментальные и прикладные), финан-сируя программы развития новых отраслей, государственные во-енные заказы. Государство стимулирует развитие новейших тех-нологий, совершенствует систему образования в стране, поощряет сотрудничество между национальными фирмами, развитие кооперации между ними, а также слияния и поглощения в целях укрепления их международных позиций и т.д.) [12 с.169-170].
Конкурентоспособность страны в соответствии с теорией М.Портера в своем развитии проходит ряд стадий [12 c.202-203]:
» на основе имеющихся в стране факторов (природные ре-сурсы, включая земельные ресурсы и климатические условия, численность рабочей силы);
» на основе капиталовложений (развитие отрасли, уже по-лучившей развитие в других странах, формирование инфраструк-туры);
» на основе нововведений (создание принципиально новых продуктов и отраслей);
» на основе богатства, когда конкурентоспособность под-держивается за счет созданного ранее, а страна утрачивает спо-собность к совершенствованию производства, развитию нововве-дений.
Важную роль в обеспечении устойчивых позиций нацио-нальной экономики и ее хозяйствующих субъектов на мировых рынках играет государство. По сути, вся экономическая политика государства направлена на повышение национальной конкурен-тоспособности. Государство стимулирует инвестиционный про-цесс в стране; совершенствует налоговую систему; финансирует не только фундаментальные, но и прикладные исследования; под-держивает и повышает национальную конкурентоспособность че-рез регулирование валютного курса; осуществляет импортозаме-щение и стимулирование экспорта [20 с.11].
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ НА МИРОВОМ РЫНКЕ
В современных условиях формы борьбы за внешние рынки разнообразны. Компании вступают в активную борьбу за сохранение своих позиций при поддержке национального госу-дарства. Обычно конкурентная борьба сводится к двум ос-новным формам: ценовым и неценовым, хотя это деление ус-ловно.
При продаже продукции компании ориентируются на уро-вень мировых цен, в то время, когда цены и условия конкретных сделок могут быть различными. Т.о. установление на внешнем рынке цен, более низких, чем у конкурентов является важным орудием в борьбе за покупателя.
Факторы, определяющие уровень экспортных цен:
» более низкие издержки производства (1. техника и орга-низация производства на предприятии; 2.