18 Март 2011

Мировая экономика




Конкурентоспособность фирмы зависит от быстроты, гибкости реагирования фирмы на изменяющийся рыночный спрос, а также от состояния и уровня развития ее материально-технической базы.
Факторы, влияющие на конкурентоспособности фирмы, можно условно разделить на две группы [9 с.124-126]:
» Макроэкономические факторы охватывают характер государственного регулирования экономики, состояние конку-рентной среды на национальном рынке в целом, а также на рынках тех или иных отраслей, обменный курс валют, дисконтную политику, налоговое бремя, степень стабильности социальной сферы и т.д.;
» Микроэкономические факторы включают основные фонды, рабочую силу, технологические возможности, управление, а также коммуникации и инфраструктуру.
Характер стратегии фирмы определяется спецификой про-дукции. Сбыт одних товаров в большей степени ориентирован на внутренний рынок, в то время как других — на мировой рынок. Во втором случае для фирмы важно определить соотношение произ-водства товаров у себя в стране («дома») и за рубежом. Выбор стратегии, ориентированной на экспорт и на зарубежное инве-стирование, связан как с характером продукции, так и с политикой в странах — потенциальных покупателей товара. Размещение части производства за рубежом требует хорошо отлаженной ко-ординации деятельности фирмы [12 с.202].
Конкурентоспособность отрасли
Конкурентоспособность отрасли определяется наличием у нее конкретных преимуществ, позволяющих создавать, производить (с издержками не выше мировых) продукцию (услуги) высокого качества, отвечающую требованиям покупателей относительно потребительской ценности товаров, их рыночной новизны и стоимости (цены), поставлять их на мировой рынок в сроки, диктуемые рыночной ситуацией.
Если два первых уровня конкурентоспособности — конку-рентоспособность товара и фирмы — имеют значение для борьбы не только за внешний, но и за внутренний рынок, конкурентоспо-собность отрасли есть фактор, влияющий на успешность борьбы компании данной отрасли на мировом рынке.
Исходным для конкурентоспособности отрасли является на-личие в стране тех или иных факторов производства. Конкуренция — это не равновесное состояние, а процесс, в ходе которого влияние факторов производства может меняться. Конечно, для отдельных отраслей природные ресурсы остаются важным фак-тором развития (например, полезные ископаемые — обязательное условие для добывающих отраслей промышленности, значитель-ные массивы плодородных земель в США позволяют сохранять положение крупного экспортера сельскохозяйственной продук-ции) [12 с.162].
Конкурентоспособность отрасли во многом обуславливается традициями производства соответствующих товаров в стране и накоплением технологий, обеспечивающих высокое качество и приемлемые цены (например, производство часов в Швейцарии или парфюмерно-косметической продукции во Франции). Однако в условиях ускоренного развития научно-технического прогресса положение отрасли в национальной экономике, да и в мире быстро изменяется. Конкурентоспособность отрасли и экономики страны определяют условия, существенно влияющие на конку-рентоспособность фирмы данной отрасли и ее продукции. В на-стоящее время все большее значение имеет не наличие факторов производства, а их использование. Для конкурентоспособности отрасли существенное значение имеет подготовка кадров, собст-венная научно — техническая база. Хотя совершенствование тех-нологии осуществляется первоначально в рамках отдельных ком-паний, передача знаний и опыта в отрасли идет более интенсивно, чем между странами. Конкурентная борьба в отрасли стимулирует технический прогресс. Для конкурентоспособности отрасли важен характер спроса на ее продукцию с точки зрения не только его величины, но и ориентации на отдельные сегменты рынка, что приводит к специализации отрасли, которая отражается на ее роли в мировом масштабе. [12 с.168].
Конкурентные преимущества отрасли во многом зависят от состояния в стране родственных и сопутствующих отраслей. Если они конкурентоспособны в мировом масштабе, то и уровень основной отрасли поднимается. Развитие основных и сопутст-вующих отраслей стимулируется их сотрудничеством, совместной разработкой новой продукции [12 с.202].
Национальная конкурентоспособность
Конкурентоспособность национальной экономики озна-чает способность страны, как геополитического субъекта, обеспечивать самостоятельное политическое развитие и удерживать устойчивые позиции в экономическом соперниче-стве с другими странами. Конкурентоспособное национальное хозяйство в состоянии производить и реализовывать на внутрен-нем и внешнем рынках товары и услуги, соответствующие по объ-ему и структуре платежному спросу субъектов хозяйствования и отдельных физических лиц, что обеспечивает экономический рост и повышение уровня и качества жизни.