18 Март 2011

Мировая экономика




Формы конкуренции:
1. предметная — конкуренция между товарами одной ас-сортиментной группы, между аналогичными объектами, удовлетворяющими одну и ту же потребность;
2. функциональная — конкуренция между товарами (объ-ектами) — заменителями.
Методы конкуренции:
1. на основе критерия повышения качества товара или ус-луги (неценовая);
2. на основе критерия повышения качества сервиса потре-бителей товара;
3. на основе снижения цены (ценовая);
4. на основе снижения эксплуатационных затрат у потре-бителя товара и услуг;
5. на основе использования динамичных факторов, в большей мере характеризующих качество управления — факторов времени (продолжительность, скорость, ускорение), синер-гетичность, организованность, адаптивность и др.;
6. на основе использования нескольких или всех пяти предыдущих методов конкуренции (интегральная).
Конкуренция может происходить на следующих уровнях: местном (в группе, отделе, организации и т.п.); региональном (районе, городе, области и т.п.); национальном (в стране); меж-национальном (в нескольких странах); глобальном (в миро-вом масштабе, без конкретно определенных стран).
Факторами, влияющие на конкурентную борьбу являются: размер рынка; темпы роста рынка, мощности, препятствия для входа или выхода из рынка, цена, уровень стандартизации товаров, мобильные технологические модули, требования к размерам необ-ходимых капитальных вложений, экономия на масштабе, быстрое об-новление ассортимента выпускаемой продукции и т.д.
[18 с.153-155].
ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Понятие конкурентоспособности достаточно широкое. Оно означает как условие реализации товаров и услуг, так и, например, оценку инвестиционного климата для привлекаемого ино-странного капитала.
Если рассматривать конкурентоспособность, как важнейший фактор реализации товаров и услуг на мировом рынке или способность сохранять за собой часть внутреннего рынка в усло-виях притока товаров извне, можно выделить четыре уровня кон-курентоспособности, которые все вместе и определяют, в конеч-ном счете, конкурентоспособность товара на мировом рынке. Первый уровень — это конкурентоспособность самого товара, второй — конкурентоспособность фирмы, третий — конкурен-тоспособность отрасли и четвертый уровень — конкуренто-способность страны [12 с.155-156].
Конкурентоспособность товара
Конкурентоспособность товаров — способность товаров отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам поку-пателей в сравнении с другими аналогичными товарами. Кон-курентоспособность определяется, с одной стороны, качеством товаров его техническим уровнем, потребительскими свойствами и, с другой стороны, ценами, устанавливаемыми продавцами то-варов. Кроме того, на конкурентоспособность влияют: мода, предпродажный и послепродажный сервис, реклама, имидж про-изводителя, ситуация на рынке, колебания спроса.
Конкурентоспособность продукции — способность про-дукции отвечать требованиям данного рынка в рассматри-ваемом периоде.
Факторы конкурентоспособности:
» технические (прочность, безопасность, эстетические характеристики, безопасность, функциональность);
» технико-экономические (надежность, материалоем-кость, энергоемкость, удобство монтажа);
» организационно-коммерческие (цена, условия платежа, сроки поставки, Incoterms, эффективность маркетинга и рекламы, уровень допродажного и послепродажного сервиса, сертификация товара);
» деловая репутация изготовителя.
Т.о. конкурентоспособность товара определяется главным образом его качеством и ценой. Центральное место в поддержании конкурентоспособности принадлежит совершенствованию про-изводства и повышению технического уровня продукции. Но реальная возможность реализации продукции зависит от органи-зации всей деятельности фирмы — от подготовки производства до послепродажного обслуживания товара, которую М.Портер на-звал цепочкой ценности фирмы. Речь идет об обеспечении поста-вок сырья, непосредственного производства продукции, ее сбыта и связанных и связанных с этим операциях по маркетингу и по-слепродажному обслуживанию. Качественное выполнение этих работ — важное условие поддержания конкурентных преимуществ фирмы и реализуемых ее товаров [12 с.201-202].
Главное в поддержании конкурентоспособности — сохра-нение преимуществ в техническом уровне производства, а это оз-начает постоянный поиск путей совершенствования продукции, технологии ее производства, стремление найти новые изделия, в производстве которых фирма будет опережать своих конкурентов [12 с.157].
Конкурентоспособность фирмы
Конкурентоспособность фирмы — способность фирмы к выживанию, устойчивому экономическому росту в быстро-развивающихся рыночных условиях.