18 Март 2011

Мировая экономика




КОНКУРЕНЦИЯ: СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ
В настоящее время конкуренция, как неотъемлемая часть мирового рынка и как форма рыночных процессов, характеризу-ется значительной масштабностью и динамизмом. Ее масштаб-ность обусловлена ростом числа участников внешнеторговых операций, которые вовлечены в обмен под воздействием между-народного разделения труда в самых различных областях. Интер-национализация и либерализация хозяйственной жизни расширяет базу конкуренции. Наряду с монополиями в рыночную борьбу вступают средние и мелкие компании. К соперничеству стран с развитым экспортом присоединяются новые страны, которые стремятся к изменению ситуации на мировом рынке в свою пользу. Кроме того, в поддержке национальных экспортеров и фор-мировании внешнеторговых операций принимают активное уча-стие правительства и региональные экономические объединения.
Т.о., конкуренция является движущей силой развития обще-ства, основным инструментом экономии ресурсов, повышения ка-чества товаров и уровня жизни населения.
Конкуренция (от лат. concurrentia — сталкиваться) — пони-мается соперничество на каком-либо поприще, между от-дельными юридическими или физическими лицами (конкурен-тами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. С точки зрения функциональной организации такой целью является максимизация прибыли в результате легальных действий по завоеванию предпочтений потребителей [23 с.14].
На современном этапе мирового развития конкуренция, как движущая сила, вынуждает производителей товаров постоянно искать новые пути повышения их качества, снижения цены, по-вышения качества сервиса. В связи с дефицитностью ресурсов встает новая проблема — экономия ресурсов у потребителей това-ров за счет упрощения конструкции и повышения качества това-ров.
По степени интенсивности конкуренция может быть:
» привлекательной, когда в данном сегменте субъект ка-чественнее удовлетворяет свои потребности или получает при-были больше, чем в предыдущем сегменте;
» умеренной, когда действия субъекта конкуренции под-держивают конкурентную среду в данном сегменте рынка;
» ожесточенной для объекта конкуренции, когда субъект поглощает, уничтожает либо вытесняет объект из данного сегмента;
» ожесточенной для субъекта конкуренции, когда объект (конкурент) поглощает, уничтожает либо вытесняет объект из данного сегмента [18 с.153].
Основные виды конкуренции
Понятие рыночной конкуренции является более узким по сравнению с понятием «конкуренция», но не менее многозначным. Различают множество видов рыночной конкуренции, которые можно выделить по следующим основным признакам:
» По сфере действия выделяют: внутриотраслевую; межотраслевую конкуренцию; конкуренцию на локальных рынках; конкуренцию в общенациональном масштабе; внут-ринациональную; международную конкуренцию.
Каждый из названных видов может быть разделен на под-виды.
» По субъектам конкурентных отношений различают: конкуренцию между покупателями, конкуренцию между про-давцами, конкуренцию между продавцами и покупателями.
В свою очередь, каждая из них может включать в себя осо-бые виды конкуренции — конкуренцию между покупателями от-дельных видов товаров или отдельных видов ресурсов и др. От-дельным и очень важным видом рыночной конкуренции является конкуренция между производителями, включающая в себя множество подвидов. Например, конкуренция производителей может быть разделена на конкуренцию между крупными пред-приятиями; малыми предприятиями; крупными и мелкими предприятиями.
» По соответствию правовым нормам конкуренцию можно делить на: добросовестную (честную) и недобросовестную (нечестную), а также конкуренцию на «черном» или «те-невом» рынке и конкуренцию на легальном рынке.
» В соответствии с методами ведения конкурентной борьбы конкуренция бывает: ценовой и неценовой (названные уже виды добросовестной и недобросовестной конкуренции тоже могут быть выделены по данному признаку). Разновидностью це-новой конкуренции является демпинг. В современных условиях особо выделяют такую разновидность неценовой конкуренции, как конкуренция качества. Другими ее подвидами являются конкуренция по условиям продажи, по послепродажному об-служиванию, конкуренция с помощью рекламы и др.
» По проявлению следует выделить: реально сущест-вующую конкуренцию; потенциальную конкуренцию.
» По возможности влияния на рынок конкуренцию делят на таких два вида, как совершенная и несовершенная.
» По влиянию государства на конкурентный механизм говорят о: конкуренции свободной; конкуренции в условиях ре-гулируемого рынка [4 с. 9-10].