18 Март 2011

Мировая экономика




Однако эта реакция начинает ослабевать по мере роста самой компании, расширения ассорти-мента ее продукции и увеличения числа рынков, ибо функцио-нальная структура обладает слабой инновационной и предприни-мательской реакциями.
Дивизиональная структура возникла во многом как реакция на недостатки функциональной структуры. Она базируется на подходе к организации деятельности компании не по функциональному признаку, а по четко различным товарным рынкам (Приложение В). Каждое подразделение (division) ориентируется на одну группу товаров или даже один товар и имеет внутри собственные функциональные единицы. Подразделения работают по принципу хозрасчет, а остальная часть родительской компании — центральный аппарат — лишь контролирует и координирует работу, а также разрабатывает общую стратегию корпорации. Внешнеэкономической деятельностью занимается специальное международное подразделение, которому подчиняются и все зарубежные филиалы корпорации. Главным достоинством дивизиональной структуры считают децентрализацию (такая структура помогает приблизить руководство компании к проблемам рынка), а ее недостатком — невысокую координацию деятельности подразделений.
Матричная структура — это результат наложения функ-циональной структуры на дивизиональную (Приложение Г). Применяется компаниями, стремящимися совместить дивизио-нальный подход с товарным и, часто, с функциональным. Обра-зуется как бы двойная структура (матрица). К ее недостаткам от-носят сложность, в ней нередко исполнители отвечают перед двумя, а иногда и большим числом руководителей.
Смешанная структура отличается от предыдущих тем, что, стремясь построиться под конкретную компанию, она содержит в себе элементы всех вышеописанных организационных структур, т.е. является как бы ее смесью [12 с.474-476].
СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОРПОРАЦИЙ
Организационная оболочка международной корпорации, с ее национальным или межнациональным ядром и большим количе-ством дочерних и иных организаций, явилась наиболее подходя-щей формой для современного международного разделения труда.
Обобществляя труд и капитал в мировом масштабе, ведущие международные корпорации создают международное произ-водство, оптимизируя издержки производства, повышая конкурен-тоспособность. В результате они выходят на новый уровень гло-бальных корпораций.
Они концентрируют всю мощь современного мирового фи-нансового капитала. Значительную долю международного произ-водства, в том числе основную часть наукоемкого, контролируют приблизительно 500 наиболее мощных ТНК. В наибольшей сте-пени к глобализации тяготеют химическая, электротехническая, электронная, нефтяная автомобильная, информационная и банков-ские отрасли.
Стратегия международной корпорации является глобальной. Для поведения компании на мировых рынках характерно:
» рассмотрение рынка и конкуренции с мировых позиций;
» хорошее знание своих конкурентов и методов ведения глобальной конкурентной борьбы;
» осуществление своей деятельности в общемировом или крупном региональном масштабе;
» направление значительной части своих прибылей на НИОКР, прежде всего, на изучение высокотехнологичных произ-водств;
» интегрирование своих предприятий и производственных филиалов в единую международную сеть управления;
» заключение интеграционных соглашений с другими ТНК.
ТНК господствуют во всех сферах мировой экономики: производстве, финансах, технологии, услугах. По сферам интере-сов ТНК распределяются следующим образом: около 60% — про-мышленность; 37% — услуги; 3% — базовые (добывающие и сель-ское хозяйство) отрасли. На долю ТНК приходится 30% про-мышленного производства, 50% международной торговли, 90% ПЗИ, 95% патентов и лицензий. В международном кредите гос-подствует 50 ТНБ, в страховых операциях — 30 ведущих компаний, в рекламном деле — 20 ведущих мировых агентств, в воздушных перевозках — 25 международных авиатранспортных компаний [12 с.366].
В 90-е гг. в среднем 45% общего объема продаж ТНК при-ходится на экспорт. ТНК охватывают 90% мировой торговли пшеницей, кофе, кукурузой, лесоматериалами, табаком, джутом и железной рудой, 85% — медью и бокситами, 80% — чаем и оловом, 75% — натуральным каучуком и сырой нефтью [15, 21 с.15].
Велика в экспорте этих стран роль поставок и услуг от оте-чественных компаний своим зарубежным филиалам. Во второй половине 80-х гг. на подобную внутрифирменную торговлю при-ходилось от 14 до 20% экспорта США; 23-29% — Японии и
24-28% — ФРГ.
По данным американского журнала «Форчун», главную роль 500 крупнейших ТНК мира играют четыре комплекса: элек-троника, нефтепереработка, химия и автомобилестроение.