18 Март 2011

Мировая экономика




Становление данных ТНК про-исходило в условиях обострения мировой конкуренции и начала западноевропейской интеграции. Резкий рост уровня жизни за-ставил их ориентироваться на массовый потребительский рынок.
ТНК четвертого поколения формируются с 80-х годов — это глобальные корпорации. Стратегия их характеризуется инно-вационной агрессивностью и динамизмом, отходом от одноот-раслевой структуры, постоянным совершенствованием внутри-корпоративной структуры, нацеленность на завоевание уже не отдельных сегментов рынка, а ключевых мирохозяйствнных по-зиций в производстве и реализации продукции [2 с.363-365].
ТИПЫ И СТРУКТУРА МЕЖДУНАРОДНЫХ КОРПОРАЦИЙ
Международные корпорации характеризуются большим разнообразием. Тем не менее, возможна и их типология.
Этноцентрический тип. Компании этого типа создают фи-лиалы за рубежом для обеспечения поставок сырья или обеспе-чения рынков сбыта, но зарубежные рынки для них остаются, прежде всего, продолжением главного рынка — рынка страны.
Более зрелыми типами считают полицентрический, регио-центрический и геоцентрический. Для полицентрического типа ТНК характерно то, что внешний рынок — это не менее, а часто и более важный сектор их деятельности по сравнения с внутренним рынком. У этих ТНК зарубежные филиалы крупнее и разнообразнее, они не столько продают продукцию родительской компании, сколько производят ее на месте за рубежом.
Следующий тип ТНК — региоцентрический — ориентируется уже не на рынки отдельных стран, а на целые регионы, например на всю Западную Европу, а не на Германию или Великобританию. Хотя зарубежные филиалы и в этом случае размещаются в от-дельных странах, но они ориентируются на весь регион или, по крайней мере, подчиняются региональным штаб-квартирам. Этот тип ТНК особенно популярен в интеграционных группировках.
Наиболее зрелый тип ТНК — геоцентрический — характерен для тех ТНК, которые являются как бы децентрализованной фе-дерацией региональных филиалов. Родительская компания рас-сматривает себя не как центр ТНК, а лишь как одно из подразде-лений [12 с.474].
Оптимальная структура управления ТНК должна обеспечи-вать бесперебойное руководство материнской компании своими зарубежными филиалами и в то же время давать возможность менеджерам зарубежных филиалов самостоятельно принимать решения по удовлетворению спроса потребителей с учетом спе-цифики местного рынка и в соответствии с законодательством принимающей стороны.
Головная материнская компания — административный центр всей системы предприятий ТНК. В ее функции обычно входит принятие решений о слиянии с другими компаниями, приобретение новых фирм и ликвидация неэффективных подраз-делений; формирование долгосрочной производственной, инве-стиционной и финансовой политики филиалов и корпорации в целом; контроль над финансами и НИОКР зарубежных филиалов.
Основные организационный формы зарубежных филиалов:
» дочерняя компания (subsidiary) — входящее в систему ТНК предприятие в принимающей стране, в котором головная компания имеет право решающего голоса в силу владения более половиной акций с правом решающего голоса и назначает руко-водителей этого предприятия;
» ассоциированная компания (associate) — входящее в систему ТНК предприятие в принимающей стране, в котором го-ловная компания владеет не менее 10, но не более 50% акций. Головная компания не контролирует, но принимает участие в контроле над этим предприятием;
» отделение (branch) — вид зарубежного филиала, кото-рым головная компания владеет полностью или он является ча-стью совместного предприятия ТНК. Отделения могут иметь форму представительства головной компании за рубежом; парт-нерства, в т.ч. с местными предпринимателями; движимого иму-щества, принадлежащие головной компании и функционирующего за границей не менее одного года [12 с.281-282].
Если судить по американским ТНК, то их организационная структура представлена следующими основными видами: функ-циональная, дивизиональная, матричная, смешанная.
Функциональная структура сложилась к середине XX в. и характеризуется тем, что у руководителя корпорации и его замес-тителями являются руководители крупных функциональных еди-ниц. Обычно они имеют статус вице-президентов по производству, маркетингу, НИОКР, финансам и т.д. Внешнеэкономическими связями занимаются все структурные единицы (Приложение Б).
Функциональная структура до сих пор используется в США небольшими ТНК, преимущественно в обрабатывающей про-мышленности. Пока фирма остается в основном монотоварной, монорыночной и небольшой, функциональная структура обладает высокой производственной реакцией (ведь фирма построена на узкой специализации производства и узкой квалификации ее спе-циалистов) и высокой конкурентной реакцией (из-за тесной связи с главным рынком и продуктом).