18 Март 2011

Мировая экономика




К тому же следует отметить, что различия между ТНК и МНК не являются сколько-нибудь существенными: эти различия не оказывают серьезного воздействия на характер деятельности со-ответствующих корпораций. Главным является глобальность их стратегий, инвестирования и извлечения прибыли.
Международные корпоративные союзы, которые пред-ставляют собой специальные объединения промышленных, бан-ковских и других концернов в целях расширения крупных эконо-мических задач. Данные союзы в большей степени орга-
низуются в таких сферах, как электронная, электротехническая, химическая, нефтяная, автомобиле- и авиастроение, информатика. Например, западноевропейский концерн «Эйрбас индастри».
В последнее время в экономической литературе стали ис-пользовать термин «глобальные корпорации», т.е. ведущие свою деятельность в масштабах всего мира. Однако на практике не су-ществует таких корпораций, которые имели бы филиалы во всех странах мира, и вышерассмотренные типы в большей или меньшей степени являются глобальными. Так, «Экссон» имеет филиалы в 100 странах, «Кока-кола» — в 190 странах [2 с.362-363,
11 с.57-58].
Комиссия ООН по ТНК выделила ряд признаков, по которым в современных условиях следует распознать ТНК. К ним относят-ся:
» годовой оборот (объем продаж) более 1 млрд. долл.;
» наличие филиалов не менее чем в 6 странах;
» доля зарубежных активов должна составлять 25-30% в общей стоимости всех активов компаний;
» 1/5-1/3 всего объема оборота компании должна прихо-диться на внешние операции, т.е. реализовываться за пределами страны резиденции [2 с.363-364].
Кроме того, для измерения вовлеченности той или иной компании в производство товаров и услуг за рубежом используют индекс транснационализации (или транснациональности — ИТН), который основан на сопоставлении размеров хозяйственной деятельности компании в стране базирования и за рубежом. ЮНКТАД рассчитывает этот индекс как сумму трех величин: доли активов за рубежом в общем объеме активов компании, доли продаж за рубежом в общем объеме продаж, доли персонала за рубежом к общей численности персонала.
ТНК возникают под воздействием целого комплекса факторов, а именно: интернационализация производства и капи-тала на основе развития производительных сил; экспансия капи-тала за границей, создание собственных отделений; стремление к получению сверхприбылей; жесткой конкуренцией, ведущей к концентрации производства и капитала в международном мас-штабе; снижения значения геоэкономических границ.
Международные корпорации в своих интересах могут ис-пользовать в принимающих странах их природные, производст-венные, технологические и трудовые ресурсы, углублять внут-рифирменное разделение труда на базе уже имеющихся или соз-даваемых за рубежом узкоспециализированных производств.
Зарубежное производство дает ТНК те преимущества, кото-рые вытекают из различия экономических условий между страной базирования материнской компании и странами, где распо-ложены филиалы и подконтрольные фирмы. К ним относятся: различия в обеспеченности и стоимости природных ресурсов, в ставках заработной платы, налогообложения, нормах амортиза-ционных отчислений, фирменного, антитрестовского и трудового законодательства, экологических стандартов, квалификации ра-бочей силы, курсах валют и по многим другим компонентам, формирующим стоимость производимой продукции. Организа-ционная структура дает им такое специфическое преимущество, как перенос внешнеэкономических операций во внутрифирменные операции — это позволяет сохранять монополию на новые технологии и «ноу-хау», обходить таможенные барьеры, избе-гать международной конкуренции, снижать себестоимость продукции, т.к. внутренние трансфертные цены в 3-4 раза ниже мировых цен.
Со времени возникновения в конце XIX в. ТНК существенно эволюционировали.
ТНК первого поколения действовали в границах существо-вавших колониальных империй конца XIX — начала XX вв. Это колониально-сырьевые ТНК (картели, синдикаты, тресты), ос-новной целью которых было получить доступ к дешевым источ-никам сырья.
ТНК второго поколения существовали в период между двумя войнами начала и середины XX в. Это военные ТНК, дея-тельность которых была связана главным образом с производст-вом вооружения, боеприпасов, амуниции.
ТНК третьего поколения появились в начале 60-х годов с развитием НТР и ростом потребительского спроса — это технико-потребительские компании. Их целями являлись завоевания рын-ков сбыта, источников сырья, сфер приложения капиталов, они широко используют достижения НТР и преимущества межстра-новой кооперации предприятий.