18 Март 2011

Мировая экономика




К их числу относят:
» государственные операции — субсидии другим странам по линии экономической помощи, государственные пенсии, взносы в международные организации;
» частные операции — денежные переводы иностранных рабочих, специалистов, родственников на родину.
Перечисленные операции по предоставлению услуг, движения доходов от инвестиций, сделки военного характера и односто-ронние переводы называются «невидимыми» операциями. Этот термин означает, что они не относятся к экспорту и импорту то-варов, т.е. осязаемых ценностей. В их составе выделяют три группы сделок: услуги, доходы от инвестиций, односторонние переводы.
Баланс движения капиталов и кредитов выражает соот-ношение вывоза и ввоза государственных и частных капиталов, предоставленных и полученных международных кредитов.
Движение предпринимательского капитала включает в себя:
» прямые заграничные (иностранные) инвестиции (приоб-ретение и строительство предприятий за границей);
» портфельные инвестиции (покупка ценных бумаг загра-ничных компаний).
Международное движение ссудного капитала классифи-цируется по признаку срочности.
Долгосрочные и среднесрочные операции включают в себя государственные и частные займы и кредиты, предоставленные на срок более одного года. Получателями государственных займов и кредитов выступают преимущественно отсталые страны, в то время как передовые развитые государства являются главными кредиторами.
Краткосрочные операции состоят из международных кре-дитов сроком до года, текущих счетов национальных банков в иностранных банках (авуары), перемещение денежного капитала между банками.
Следующим разделом баланса движения капиталов и креди-тов является баланс резервов, в котором отражаются золотова-лютные ресурсы государства.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА
Государственное регулирование платежного баланса — это совокупность экономических, в том числе валютных, финан-совых, денежно-кредитных мероприятий государства, направ-ленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытия сложившегося сальдо.
Платежный баланс является одним из объектов государст-венного регулирования по следующим причинам:
» платежным балансам присуща неуравновешенность, проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерно активном сальдо — у других;
» после отмены золотого стандарта в 30-х годах прошлого столетия стихийный механизм выравнивания платежных балансов путем ценового регулирования действует слабо, поэтому здесь требуются целенаправленные государственные меры;
» в условиях интернационализации хозяйственных связей повысилось значение платежного баланса в системе государст-венного регулирования экономики (наряду с обеспечением темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы).
Материальной основой регулирования платежного ба-ланса служат:
» государственная собственность, в т.ч. официальные зо-лотовалютные резервы;
» значительная доля (до 40-50%) национального дохода, перераспределяется через государственный бюджет;
» непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экспорта капитала, кредитора, гаранта, заемщика;
» регламентация внешнеэкономических операций с по-мощью нормативных актов и органов государственного контроля.
Государство использует специальные меры, оказывающие воздействие на платежный баланс в ходе формирования его ос-новных частей — торгового баланса, баланса «невидимых» опера-ций, движения капитала.
Регулирование платежного баланса
Важным объектом регулирования является торговый ба-ланс. Для этого государство осуществляет следующие мероприя-тия:
» стимулирует экспорт на стадии реализации товаров путем воздействия на цены (предоставление экспортерам налоговых, кредитных льгот, изменение валютного курса и т.д.);
» предоставляет целевые экспортные кредиты для создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в вывозе товаров и освоении внешних рынков;
» страхует экспортеров от экономических и политических рисков;
» вводит льготный режим амортизации основного капитала;
» предоставляет иные финансово-кредитные льготы в об-мен на обязательство выполнять определенную экспортную про-грамму.
В целях регулирования платежных поступлений по «неви-димым» операциям платежного баланса принимаются следующие меры:
» ограничение норм вывоза валюты туристами данной страны;
» прямое или косвенное участие государства в создании туристической инфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов;
» расширение государственных расходов на научно-исследовательские работы в целях увеличения поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т.д.;
» регулирование миграции рабочей силы, в частности ог-раничение въезда иммигрантов для сокращения переводов ино-странных рабочих, и т.д.