18 Март 2011

Мировая экономика




Вторая группа факторов (качественных) включает систему ор-ганизации НИОКР, приоритеты научных разработок, а также уровень развития такой отрасли, как научное обслуживание.
Важнейшими показателями, характеризующими научные ресурсы отдельных стран и групп стран, являются:
» доля расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в ВВП;
» расходы на НИОКР на душу населения;
» доля бюджетных ассигнований на НИОКР в общих рас-ходах государственного бюджета;
» численность специалистов, занятых в науке и научном обслуживании (в том числе и относительно численности населения данной страны);
» количество международных премий (прежде всего, Но-белевских) за выдающиеся научные достижения;
» индекс цитирования (частота ссылок в научных трудах на работы исследователей из данной страны);
» доля наукоемкой продукции в ВВП и промышленной продукции (по определению национального научного фонда США, к наукоемким относятся отрасли, в которых доля расходов на НИОКР составляет более 3,5%, а доля научного персонала — не менее 2,5%; в число наукоемких отраслей входят авиокосмиче-ская, приборостроительная, электротехническая, электронная и др.);
» доля данной страны на мировом рынке высоких техно-логий (к числу высоких технологий чаще всего относят пять важ-нейших направлений технологического развития: информацион-ные технологии; технологии, основанные на использовании новых материалов; космические технологии; ядерные технологии) [13 с.240-241].
В проведении исследований и разработок предприниматель-ский сектор различных стран играет ведущую роль, опережая университеты и государственные лаборатории по объемам затрат на исследовательские работы, численности научных кадров, ко-личеству получаемых патентов и потоку технических новинок в виде продуктов, процессов и услуг. К концу прошлого века пред-принимательский сектор в развитых странах финансировал по-давляющую часть общенациональных затрат на ИР (%): во Фран-ции — 61, Великобритании — 65, Германии — 68, Японии — 72, США — 7, Швеции — 75 [6 с.54].
Основная часть фундаментальной науки по-прежнему бази-руется в университетах, но корпоративные исследовательские центры зачастую выступают по отношению к ним равными парт-нерами. В Японии, например, корпорации осуществляют более 1/3 общенациональных затрат на фундаментальную науку, в США — свыше 1/4, а в Южной Корее, где университеты и государственный сектор науки относительно слабы, — почти половину [7 с.58].
Наиболее интенсивно исследования и разработки в пред-принимательском секторе развитых стран ведутся в высокотех-нологичных отраслях. Так, в середине 90-х годов в США лидера-ми по объектам ИР являлись сфера услуг (23%), автомобиле-строение (11%) и аэрокосмическая промышленность (10%);
в ЕС — электротехника (15%), автомобилестроение (13%) и услуги (11%); в Японии — электроника (более 18%) и электротехника (11%) [7 с.61-62].
Главным финансовым инструментом научно-технической политики государства является использование бюджетных средств. За их счет финансируется от 1/5 до 1/2 национальных научных расходов. По данным за 1999 г., в Японии государство финансировало 19,3% всех затрат на науку, в США — 28,6, в Гер-мании — 33,8, в Италии — 51,1%. Доля расходов на науку в общей сумме государственных расходов в развитых странах относи-тельно невелика и составляет 3-5%. Так, например, в США рас-ходуется на науку более 160 млрд. долл., или 2,54% ВВП, в Япо-нии и Швеции — по 3% ВВП (в расчете на душу населения от 700 (США) до 250 долл. (Италия), в России этот показатель не пре-вышает 10 долл.) [15 с.298]. Из государственных бюджетов прак-тически полностью финансируется фундаментальная наука в университетах, оборонные исследования в гослабораториях и по контрактам в частном секторе, а также создание наиболее сложных и дорогостоящих экспериментальных установок — ускорителей, телескопов, космических станций и т.д. На фундаментальную науку в развитых странах расходуется от 6 до 22% всех средств, вкладываемых государством в науку. Финансирование оборонных исследований и разработок поглощает большую часть государственных научных бюджетов только в США и Велико-британии — 53,2 и 34,9% в 1999 г.
Государственные приоритеты в сфере науки и инноваций в развитых странах по мере подъема на новые ступени научно-технического прогресса пересматриваются и уточняются. В ра-мочных программах научной политики ЕС, например исследова-ния, связанные с генетической природой живых организмов, улучшения качества и продления жизни человека, начинают вы-теснять исследования, направленные на информатизацию произ-водства, услуг и образования [25 с.7-8].