18 Март 2011

Международные экономические отношения




Речь идет, например, об обеспечении более широкого доступа к различным видам ресурсов (материальным, трудовым, финансовым, научно-техническим); создание благоприятных возможностей для хозяйственной деятельности на широком ры-ночном «поле», привилегированных условиях для фирм интегри-рующихся стран и защите их (в определенных рамках) от конку-ренции со стороны фирм третьих стран, а также о принятии и реализации согласованных решений странами-участницами отно-сительно сложных социально-экономических проблем (выравни-вание условий развития отдельных регионов, безработица и т.п.), экологических, научно-технических и др.
Экономические выгоды для отдельных государств от участия в интеграционных объединениях подразделяются на кратко-срочные, статистические результаты, и долгосрочный, динамиче-ский эффект интеграции.
Статистический эффект МЭИ.
» Преимущества от узкой специализации экспорта за счет «эффекта масштаба».
» Рост уровня ценовой конкурентоспособности за счет устранения тарифных и нетарифных барьеров.
» Стимулирование внутрирегиональной торговли.
» Устранение торговых барьеров, интернационализации активов корпораций участвующих стран, способствующее росту внутрирегиональных инвестиций.
Динамический эффект МЭИ.
» Появление укрупненного единого рынка, благоприятст-вующего притоку иностранных инвестиций.
» Переход от экспорта к прямым иностранным инвести-циям (ПИИ) с организацией выпуска импортозамещающей про-дукции.
» Повышение эффективности ПИИ в связи со свободой перемещения капиталов и товаров.
» Увеличение объема производства и предоставляемых услуг в связи с ростом ПИИ.
» Большие возможности для объединения компаний.
Экономическая интеграция развивается от простых форм к сложным, последовательно проходя следующие этапы: зона сво-бодной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз. Рассмотрим подробнее каждую отмеченную форму.
Зона свободной торговли
Страны-участницы отменяют таможенные барьеры и коли-чественные ограничения во взаимной торговле. Как правило, со-глашения о создании зон свободной торговли предусматривают постепенную взаимную отмену пошлин и других ограничений между договаривающимися странами по торговле промышлен-ными товарами. При этом либерализация внешнеторговой поли-тики по отношению к сельскохозяйственным товарам носит ог-раниченный характер и обычно охватывает лишь некоторые по-зиции товаров. Кроме того, страны не могут в одностороннем по-рядке повышать таможенные пошлины или возводить новые тор-говые барьеры.
В качестве примера зон свободной торговли можно привести следующие: Североамериканская зона свободной торговли NAFTA (США, Мексика, Канада); Соглашение о свободе торговли стран АСЕАН; Австралийско-Новозеландское торговое со-глашение об углублении экономических связей и др.
Таможенный союз
Этот этап интеграции характеризуется тем, что свободное перемещение товаров и услуг внутри группировки дополняется едиными таможенным тарифом и внешнеторговой политикой по отношению к третьим странам.
В рамках таможенного союза начинает формироваться общая внешнеторговая политика интегрирующихся стран по отношению к странам, не входящим в интеграционную группировку. Формирование такой политики требует создания наднациональ-ного регулирующего органа, и передачи ему части полномочий по вопросам внешнеторгового регулирования от национальных органов управления.
Примеры таможенных союзов: Ассоциация ЕС с Турцией, Арабский общий рынок АСМ (Египет, Сирия, Иордания, Ливия, Йемен, Мавритания, Ирак), Центральноамериканский общий ры-нок САСМ (Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Ника-рагуа), Организация восточнокарибских государств (Антигуа и Барбуда, Доминика, Гренада, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины).
Общий рынок (единый рынок)
На этапе создания общего рынка ликвидируются барьеры между странами не только во взаимной торговле, но и в переме-щении рабочей силы и капитала. Начинает разрабатываться со-вместная политика развития отраслей и секторов экономики. Взаимодополнение и сращивание национальных экономик интег-рирующихся стран позволяют на данном этапе начать формиро-вание общих фондов содействия социальному и региональному развитию менее развитых районов интеграционного объединения.
К общим рынкам относятся: Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива (Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Сау-довская Аравия, ОАЭ), Андский общий рынок (Боливия, Колум-бия, Эквадор, Перу, Венесуэла), Латиноамериканская интеграци-онная ассоциация LAIA (Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Эквадор, Мексика, Перу, Уругвай, Венесуэла), Общий рынок стран южного конуса MERCOSUR (Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай), Карибское сообщество и Карибский общий рынок CARICOM (Антигуа и Барбуда, Багамские Острова, Бар-бадос, Белиз, Доминика, Гренада, Гайана, Ямайка, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Тринидад и Тобаго).