18 Март 2011

Международные экономические отношения




В настоящее время основным препятствием развития меж-дународной торговли являются нетарифные ограничения. Эти ограничения создают значительную неопределенность в между-народной торговле из-за своего скрытого характера, что дает возможность правительству действовать более бесконтрольно. Поэтому ВТО выступает против количественных ограничений в торговле и за замену их тарифами.
Наиболее распространенные нетарифные ограничения вклю-чают следующие меры:
» количественные ограничения и сходные админист-ративные меры (импортные квоты, экспортные ограничения, лицензирование, добровольные ограничения экспорта, валютные ограничения и другие меры валютного и финансового контроля, запреты, внутренние требования об обязательном использовании национальных товаров при производстве готовой продукции);
» ограничительная практика на уровне органов госу-дарственного управления;
» субсидии и другие дотации экспортерам, предпочти-тельная система государственных заказов, а также дискримина-ционная налоговая, финансовая, валютная политика и политика регулирования платежных балансов и валютных курсов, создаю-щая преимущества для отдельных потоков торговли или тормо-зящая их;
» таможенные процедуры и формальности в том слу-чае, когда они превышают нормальные и обще принятые нор-мы, что превращает их в дополнительный барьер в торговле, в частности, усложненная процедура таможенной оценки, нечеткая система таможенной классификации, в тех случаях, когда они за-держивают таможенное оформление или дают возможность тол-ковать и применять их произвольно;
» технические барьеры в торговле (санитарно-ветеринарные нормы и стандарты, в тех случаях, когда они за-трудняют экспорт или импорт товаров или прямо дискримини-руют иностранные товары, промышленные стандарты и требова-ния безопасности, требования к упаковке и маркировке товаров, включая торговые знаки, экологические нормы и требования).
Наиболее распространенной формой нетарифных ограниче-ний является квота. Квотирование представляет собой ограни-чение в количестве или стоимостном выражении объема продук-ции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вы-возу из страны (экспортная квота) за определенный период. Го-сударство осуществляет квотирование путем выдачи лицензий на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и в то же время запрещает нелицензированную торговлю. Квота оказывает такое же влияние на уровень благосостояния, как и тариф. Разница заключается в том, что при использовании квоты этот доход может полностью (если лицензия выдается бесплатно) или частично (если лицензии продаются) достаться импортерам. У квот есть свои преимущества и недостатки. Во-первых, квота га-рантирует ограничение импорта до определенной величины. Во-вторых, она является более гибким инструментом внешнеторговой политики. В-третьих, с помощью выборочного распределения квот государство оказывает поддержку определенным пред-приятиям. К негативным эффектам можно отнести ее способст-вование монополизации экономики из-за ограничения ценовой конкуренции, а также произвольное, а потому часто неэффектив-ное распределение лицензий (с возможностью коррупции).
Следующим распространенным нетарифным инструментом являются «добровольные экспортные ограничения». В этом случае страны-экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну. По сути, добровольные экспортные ограничения представляют собой ту же квоту, только устанавливаемую не импортером, а экспортером.
Для защиты национальных производителей государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт. Одна из форм такого стимулирования — экспортные субсидии, которые являются льготами, предоставляемыми государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу. Благо-даря этому экспортеры могут продавать свою продукцию на внешнем рынке дешевле, чем на внутреннем.
Распространенной формой конкурентной борьбы является демпинг. В этом случае экспортер продает товар на рынке по цене ниже той, по которой он продавал бы на внутреннем рынке своей страны. Демпинг может — следствием внешнеторговой политики государства, если экспортер получает субсидию, или может стать результатом ценовой дискриминации, когда фирма-экспортер, являющаяся монополистом, добивается максимального дохода на внешнем рынке с помощью снижения цен и увеличения продаж.
Экономические санкции — наиболее жесткая форма ограни-чения внешней торговли. Примером их является торговое эмбар-го, т.е. запрещение ввоза в страну или вывоза из страны товаров.