18 Март 2011

Международные экономические отношения




Более того, свободная торговля высво-бождает динамичные силы, стремящиеся к долговременному подъему темпов роста экономики путем поощрения усовершен-ствований и нововведений, в то время как протекционизм с тече-нием времени все в большей и большей степени препятствует действию этих сил.
Политика свободной торговли дает выигрыш любой стране, хотя и не каждой в одинаковой степени и не всем группам насе-ления. В стране-импортере выигрыш возникает за счет того, что выгоды потребителей превышают потери производителей, а в стране-экспортере общий прирост благосостояния происходит
.
ИНСТРУМЕНТЫ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
Методы торговой политики делятся на тарифные и нета-рифные.
Таможенный тариф — это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, пересекающим границу государства.
Таможенные пошлины — это: а) налоги, взимаемые госу-дарством с товаров в момент пересечения ими границ в протек-ционистских либо фискальных целях; б) сбор, взимаемый со стоимости товаров таможенными органами при импорте и экс-порте.
Таможенные тарифы выполняют следующие функции:
» фискальная — пополнение госбюджета;
» протекционистская — защита местных производителей от иностранных конкуренции;
» балансировочная — предотвращение экспорта товаров, внутренние цены, которых ниже мировых.
Исследования зарубежных и отечественных экономистов показали, что следствием любой таможенной защиты является снижение совокупного благосостояния нации. Использование импортного тарифа может привести к ухудшению условий внеш-ней торговли в каждой из торгующих стран. Импортный тариф вызывает рост обменного курса страны-инициатора его введения. Как следствие, возможно уменьшение объема экспорта и, в ко-нечном счете — сокращение экспортного производства. Между тем при некоторых условиях использование тарифа может оказаться более эффективной мерой, чем экономическая пассивность. Важным является нахождение оптимального импортного тарифа для государства, потребителя и производителя.
Введение таможенного тарифа на импорт отвечает интересам, прежде всего, отечественных производителей, конкурирующих с импортом. Во-первых, они повышают свои продажи, так как импортные товары становятся дороже, и потребители вынуждены погашать растущий спрос отечественной продукцией. Во-вторых, они могут повысить цену на свой товар из-за повышения цены импортных товаров и получить дополнительный выигрыш.
Для потребителя сам факт ввоза импортного товара свиде-тельствует о том, что потребитель предпочтет его отечественному, но вследствие обложения этого товара импортной пошлиной потребитель будет вынужден тратить на его приобретение боль-шую сумму денег, либо приобретать его в меньших количествах, либо то и другое одновременно. Таким образом, таможенный та-риф, ограничивая импорт, приводит к ухудшению потребитель-ских возможностей.
Отечественные производители, конкурирующие с импорте-рами, выигрывают лишь в том случае, если величина импортной пошлины будет достаточной, чтобы произошло действительное ограничение импорта, т.е. предложение зарубежных товаров со-кратилось при сопровождающем это ограничение повышении це-ны. Следствием этого удорожания будет переключение потреби-теля с импортных товаров на отечественные. Поскольку же по-вышение мировых (и импортных) цен вследствие введения тарифа повлечет за собой повышение цен и на отечественные товары, то производители-резиденты будут выигрывать как за счет по-вышения цен, так и за счет увеличения объема продаж. Однако выигрыш производителей не покрывает потерь потребителей, что снижает совокупный выигрыш общества. Иначе говоря, если го-ворить только о потребителях и производителях, то введение та-рифов приведет к потерям, т.е. к уменьшению совокупного выиг-рыша общества.
Следует также отметить, что доход от тарифа, сам по себе, будет не очень велик, так как будет частично расходоваться на разработку самого тарифа, ведение документации, содержание таможенной службы и многое другое. Итак, от введения тамо-женного тарифа на импорт выигрывают производители и госу-дарство, а проигрывают потребители. Происходит перераспреде-ление доходов от потребителей в пользу государства и произво-дителей импортозамещающих товаров.
При классификации таможенных тарифов используются различные критерии:
» по объекту обложения пошлины делятся на:
» импортные — устанавливаются на товары, ввозимые в страну;
» экспортные — применяются к вывозимым из страны то-варам (используются редко, как правило, к тем товарам, которых в стране недостаточно);
» по способу взимания пошлины делятся на:
» адвалорные — взимаются в виде процента от стоимости облагаемого товара;
» специфические — в виде твердой денежной ставки с единицы веса, объема;
» комбинированные (смешанные) — комбинация адвалор-ных и специфических пошлин;
» по происхождению таможенные пошлины делятся на:
» преференциальные — пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тари-фом, которые накладываются на основе многосторонних согла-шений на товары, происходящие из развивающихся стран;
» конвенционные (договорные) — устанавливаются на базе двусторонних или многосторонних соглашений, например ВТО;
» автономные — вводятся на основании односторонних решений органов государственной власти страны;
» по характеру различают следующие особые виды по-шлин:
» сезонные — применяются для товаров сезонного харак-тера (например, сельскохозяйственная продукция);
» антидемпинговые — применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нор-мальная стоимость в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального произ-водства таких товаров;
» компенсационные — накладываются на импорт тех то-варов, при производстве которых прямо или косвенно использо-вались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.