18 Март 2011

Международные экономические отношения




Международная финансовая корпорация (МФК) образо-вана в 1956 г. Ее основная цель — мобилизация национальных и иностранных капиталов для развития частного предприниматель-ства в развивающихся странах.
Международная ассоциация развития (MAP) была создана в 1960 г. для оказания помощи наименее развитым странам. Она предоставляет им беспроцентные и сверхдолгосрочные ссуды из средств, внесенных богатыми странами.
Международное агентство по гарантированию инвести-ций (МИГА), основанное в 1968 г., предоставляет инвесторам гарантии от некоммерческих рисков (валютные ограничения, на-ционализации и экспроприации, вооруженные конфликты и ре-волюции и т.п.).
Республика Беларусь является членом ООН, а также многих специализированных учреждений данной организации (ЮНЕСКО, ВОЗ, ВМО, ВОИС, МОТ, ЮНИДО, ВПС, МСЭ, ИКАО, МВФ).
Республика поддерживает последовательную политику ООН в области поддержания международного мира и безопасности, в области укрепления и развития существующих международных режимов по предотвращению распространения оружия массового уничтожения, сокращения и ликвидации его имеющихся арсена-лов.
С июля 1992 года Республика Беларусь стала членом Меж-дународного валютного фонда. Квота республики в МВФ состав-ляет 280,4 млн. СДР (около 373 млн. дол. США), или 0,19% от общей квоты, которая впоследствии была увеличена до
386,4 млн. СДР (около 542,1 млн. дол. США).
С 1993 года Беларусь трижды пользовалась ресурсами Фонда для поддержки программы экономических реформ правительства. Общий объем кредитов и займов, предоставленных по состоянию на конец июня 1998 года, составил 184,4 млн. СДР. МВФ оказал Беларуси техническую помощь в ряде областей, включая государственные расходы, налогообложение и таможенную сферу, наблюдение за работой банков, денежную политику и организацию деятельности Национального банка, а также ведение финансовой статистики (платежный баланс, денежный, банковский и реальный секторы экономики).
Предоставляемые кредиты в основном направлялись в фи-нансово-кредитную сферу. В 1993 году белорусское правительст-во подписало с МВФ соглашение о предоставлении займа в раз-мере 200 млн. дол. США по линии фонда системных трансфор-маций для улучшения платежного баланса. Первый транш данного кредита поступил в августе 1993 года в размере 70,1 млн. СДР, что было на тот момент эквивалентно 98 млн. дол. США. Он предназначался на улучшение платежного баланса республики. Срок его погашения составил 10 лет; мораторий на выплату ос-новного долга — 4,5 года, процентная ставка — 5,67% (плавающая). Средства кредита пошли на закупку топочного мазута, ав-томобильного бензина и дизельного топлива, медицинского обо-рудования, а также частично использованы для обеспечения своевременных расчетов с Россией за поставляемый сжиженный газ и поддержания обменного курса белорусского рубля.
В 2001 г. в республике реализовывалась шестимесячная Программа мониторинга Фондом (ПМФ), служащая основой для перехода к механизму «стэнд-бай». В настоящее время возобнов-ление программы «стэнд-бай» можно рассматривать как основную тему переговоров с МВФ. Выполнены все целевые показатели в денежно-кредитной сфере и практически все структурные контрольные показатели.
Республика Беларусь также тесно взаимодействует с группой Всемирного банка (МБРР, МФК, МАГИ, МАР) и другими международными организациями.
В регулировании международной торговли товарами и услу-гами особую роль играет Всемирная торговая организация (ВТО), которая с 1 января 1995 г. пришла на смену Генеральному соглашению о тарифах и торговле (ГАТТ). В настоящее время членами ВТО является 146 государств. Главная задача ВТО — ли-берализация мировой торговли на основе последовательного со-кращения уровня таможенных пошлин и устранения различных нетарифных барьеров. В настоящее время правилами ВТО регу-лируется свыше 90% мировой торговли (по стоимости).
Деятельность организации базируется на ряде простых фун-даментальных положений:
» торговля без дискриминации: участники ВТО обязу-ются предоставлять друг другу принцип наибольшего благопри-ятствования в торговле (т.е. условия не худшие, чем предостав-ляются ими любой другой страной), а также предоставлять това-рам иностранного происхождения тот же режим, что и нацио-нальным товарам, в области внутренних налогов и сборов, а также в отношении национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю;
» защита внутреннего производства с помощью та-моженных тарифов: гласно и открыто устанавливаемые тамо-женные тарифы (пошлины) являются основным, а в перспективе — единственным инструментом регулирования экспорта и импорта стран-участниц; они отказываются от применения количественных мер внешнеторгового регулирования (квоты, импортные и экспортные лицензии и т.п.);
» стабильная и предсказуемая основа для торговли: за-крепление на длительный срок размеров пошлин в таможенных тарифах.