18 Март 2011

Международные экономические отношения




Осо-бенно необходим международный контроль за безопасностью, включая мирное использование ядерной энергии и выполнение соглашений о разоружении;
» обострение проблем международного долгового кризиса;
» изменения в странах «третьего мира». Решение про-блем развивающихся стран потребовало функционирования сис-темы наднациональных органов регулирования.
РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕГУЛИРОВАНИИ МЭО
Международные организации можно разделить на две группы:
» универсальные: ООН, ВТО, ОЭСР;
» региональные, которые создаются в рамках интеграци-онных объединений: КЕС, АТЭС и т.д.
Существенную роль в межгосударственном регулировании МЭО играет Организация Объединенных Наций (ООН), в ко-торую входят 185 стран. Среди организаций ООН, непосредст-венно связанных c экономической деятельностью, следует упо-мянуть Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС), Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Органи-зацию ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), Продо-вольственную и сельскохозяйственную организацию (ФАО) и др.
ООН — самая крупная, универсальная и наиболее автори-тетная международная организация, призванная заниматься глав-ными политическими проблемами, волнующими человечество. Политическая деятельность ООН находится в неразрывной связи с экономическими и социальными задачами, непосредственно связанными с мировой политикой.
Наиболее известными специализированными учреждениями ООН являются Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка, в которую входят Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная фи-нансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация раз-вития (MAP) и Международное агентство по гарантированию инвестиций (МИГА). Также при ООН действуют специали-зированные органы, например, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Комиссия ООН по праву международной собственности (ЮНСИТРАЛ) и др.
В МВФ входит 182 страны. Капитал Фонда складывается за счет взносов стран-членов. Каждое государство имеет в нем свою квоту, которая устанавливается в зависимости от удельного веса страны в мировой экономике и торговле. Наибольшими квотами располагают: США — 18,25%, Германия и Япония — по 5,67, Ве-ликобритания и Франция — по 5,10, Россия — 2,97. Квота страны определяет число ее голосов при принятии решений в Совете управляющих МВФ, а также возможность пользоваться ресурсами Фонда.
Первоначально МВФ был предназначен для финансовой поддержки развитых стран, регулирования их платежных балансов и поддержания стабильности их валютных курсов. В 1947-1976 гг. 60,6% кредитов МВФ получили промышленно развитые страны Запада. С 70-х гг. акценты в деятельности МВФ сместились с проблем платежного баланса на стабилизационные программы (программы оздоровления экономики). Основными заемщиками Фонда стали развивающиеся страны (92% всех кредитов МВФ). Наиболее крупные суммы кредитов МВФ получили
(в порядке убывания) Мексика, Россия, Республика Корея, Ар-гентина, Индия, Великобритания, Бразилия, Индонезия, Филип-пины и Пакистан.
Всемирный банк предназначен для кредитования экономики развивающихся стран. Но в отличие от обычных коммерческих банков, он оказывает техническую помощь, консультирует, как выгоднее использовать кредиты, и всячески содействует ка-питаловложениям в экономику этих стран. Тем не менее, функции институтов Всемирного банка несколько отличаются друг от друга.
Целями МБРР является: предоставление гарантий по част-ным иностранным капиталовложениям с целью их стимулирова-ния; прямое участие в осуществлении заграничных капиталовло-жений, содействие развитию международной торговли.
Чтобы вступить в МБРР, страна сначала должна стать членом МВФ. Средства банка складываются из уставного капитала, обра-зованного путем подписки стран-членов, заемных средств, которые он черпает на мировом рынке ссудных капиталов по-средством выпуска облигаций, и доходов от собственной дея-тельности. Количество голосов в органах МБРР определяется па-ем в его уставном капитале. Самое большое число голосов в Со-вете управляющих МБРР имеют США — более 17%, а все страны «Большой семерки» — около 45%.
МБРР, в отличие от МВФ, нацелен на стимулирование меж-дународного потока средне- и долгосрочных инвестиций, содей-ствие реконструкции и развитию экономики. Около 75% всех ссуд МБРР идет на кредитование конкретных проектов — от школ до электростанций и промышленных предприятий — в развивающихся странах и в странах с переходной экономикой. В последнее время Всемирный банк направляет часть кредитов на цели структурной адаптации экономики (финансирование изменений в хозяйстве той или иной страны, чтобы сделать его рыночно ориентированным), причем банк дает кредиты только тем государствам, которые осуществляют стабилизационные программы, одобренные МВФ.