18 Март 2011

Международные экономические отношения




Например, неравномерная иммиграция может создать излишнюю плотность населения в отдельных регионах, что вызывает социальную напряженность в обществе, межнациональную неприязнь. «Утечка умов» приводит к нежелательным структурным сдвигам в экономике, падению престижа отечественной науки, старению научных кадров.
К отрицательным последствиям международной трудовой миграции, как правило, относят следующие:
» рост нелегальной миграции, особенно за счет работников, у которых истек срок трудового контракта, но они не хотят возвращаться на родину, надеясь опять найти работу в прини-мающей стране;
» рост социальной напряженности в связи с ростом неле-гальной иммиграции.
ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
Все страны мира активно воздействуют на процессы экспорта и импорта рабочей силы. Цель межгосударственной миграционной политики — максимизация положительных эффектов меж-дународной миграции, минимизация отрицательных последствий этого явления, как для стран-доноров, так и для стран-реципиентов.
Механизм национального и международного регулирования миграции рабочей силы включает в себя совокупность следующих инструментов:
» создание соответствующих государственных институтов;
» нормативно-правовые регуляторы импорта-экспорта ра-бочей силы;
» международные соглашения (двусторонние и много-
сторонние соглашения);
» качественные требования к иностранной рабочей силе (сертификат об образовании, стаж работы по специальности);
» прямое квотирование и косвенное регулирование им-порта рабочей силы;
» регулирование на основе экономических критериев; ад-министративные меры, обеспечивающие импорт рабочей силы;
» экономическая помощь регионам массовой эмиграции;
» формирование эмиграционного климата;
» валютная и банковская политика (льготы по валютным вкладам, открытие зарубежных филиалов отечественных банков, использование иностранных банков);
» финансовая политика; инвестиционная и налоговая по-литика;
» таможенная политика и др.
На международном уровне создано несколько организаций, работа которых направлена на упорядочение процессов миграции.
Международная организация труда (МОТ) создана в 1919 г, в 1946 г стала специализированным учреждением ООН. В рамках МОТ принимаются конвенции и рекомендации, устанавливающие трудовые стандарты в области з/платы, продолжительности рабочего дня, отпусков и охраны труда. Принято 172 конвенции и 181 рекомендация.
Международная организация по миграции (МОМ) органи-зована в 1949 г. Основными функциями МОМ являются: осуще-ствление упорядоченной и запланированной миграции граждан, организация передвижения беженцев, предотвращение «утечки умов», консультации по вопросам миграции. МОМ не входит в учреждения ООН, но тесно сотрудничает.
Система постоянного наблюдения за миграцией СОПЕМИ координирует деятельность национальных иммиграционных управлений (создана странами-членами ОЭСР). В межправитель-ственных соглашениях о найме иностранной рабочей силы огова-риваются условия пребывания мигрантов в принимающей стране, соблюдение которых призвано защитить интересы мигрантов.
Правовой основой осуществления деятельности государст-венных органов Республики Беларусь в сфере миграции, в первую очередь, являются Конституция Республики Беларусь, а также законы «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (1993 г.), «О гражданстве Республики Беларусь» (1991 г.), «О беженцах» (1995 г.),
«О внешней трудовой миграции» (1998 г) и др. Данные правовые акты регламентируют порядок осуществления контроля со сто-роны государства в основном за легальным перемещением насе-ления, въездом граждан и лиц без гражданства на территорию Республики Беларусь и выездом за ее пределы. Функции регули-рования и контроля возложены на Комитет по миграции при Ми-нистерстве труда. В целях координации усилий органов государ-ственного управления, причастных к решению проблем миграции, разработана общегосударственная миграционная программа на 2001-2005 годы.
Для создания базы регулируемой миграции применяются согласованные стратегии на двустороннем уровне путем заклю-чения межправительственных соглашений о трудовой деятельно-сти и социальной защите граждан. Беларусь заключила межпра-вительственные соглашения о временной трудовой деятельности и социальной защите граждан, работающих за пределами своих государств, с Российской Федерацией, Республикой Молдова, Украиной, Республикой Польша, Литовской Республикой, Рес-публикой Казахстан и Республикой Армения. На различных ста-диях разработки находятся соглашения с Югославией, Арменией, Монголией, Китаем.