18 Март 2011

Международные экономические отношения




Функционирование таких зон основывается та том, что на их территорию, расположенную вблизи международных портов, оборудование и материалы импортируются без таможен-ных формальностей. Здесь организуются производства по пере-работке определенной продукции, которая затем экспортируется в другие страны также без вмешательства таможенных властей принимающей территории;
» Комплексные экономические зоны, которые сочетают в себе черты, как свободных торговых зон, так и экспортных промышленных зон. Один из примеров такой зоны — зона Манаус в Бразилии. С момента образования в 1967 году здесь постепенно складывается хозяйственный комплекс, который характеризуется быстрыми темпами экономического развития. При этом только 3-5% произведенной здесь продукции направляется на экспорт, ос-тальное — потребляется внутри страны;
» Банковские и страховые зоны с льготным режимом осуществления банковских, страховых операций (так называемые оффшорные центры и налоговые гавани). Это территории, на ко-торых значительно упрощены процедуры регистрации новых предприятий, предоставлены широкие налоговые и другие льготы для иностранных предприятий. Например, на островах Олдерни и Джерси (в Ла-Манше) существует только подоходный налог в размере 20 процентов. Иностранные компании, которые только зарегистрированы на острове, но не ведут там хозяйственную деятельность, платят только ежегодный сбор в размере 500 фун-тов и ежегодный сбор на финансовую отчетность в размере 100 фунтов стерлингов. На таких территориях отсутствуют валютные ограничения, упрощена финансовая отчетность, гарантируется тайна личности владельца. К оффшорным территориям относятся Кипр, Лихтенштейн, Мальта, Монако и др.
Свободные экономические зоны в Республике Беларусь
В соответствии с национальной «Концепцией организации свободных (специальных) экономических зон на территории Рес-публики Беларусь» создание СЭЗ рассматривается как важное звено в реализации принципов открытой экономики. СЭЗ — один из важных рычагов привлечения внешних инвестиций в опреде-ленные секторы экономики Беларуси, способствующий ускорен-ному развитию некоторых регионов.
Создание СЭЗ на территории Республики Беларусь обуслов-лено следующими причинами:
» потребностью страны в иностранных инвестициях;
» необходимостью структурной перестройки производства с целью интеграции экономики страны в систему мирового хо-зяйства;
» выгодным расположением Беларуси, предопределяющим интерес зарубежных инвестор для освоения рынка республики и стран СНГ;
» особенностями экономики, заключающимися в недоста-точной обеспеченности природными ресурсами и одновременно высоком потенциале перерабатывающих отраслей промышлен-ности с квалифицированной рабочей силы, что предполагает ори-ентацию производства на экспорт высокотехнологической про-дукции.
В настоящее время на территории Республики Беларусь соз-даны и функционируют шесть свободных экономических зон: СЭЗ «Брест», СЭЗ «Минск», СЭЗ «Гомель-Ратон», СЭЗ «Витебск», СЭЗ «Могилев», СЭЗ «Гродноинвест». Все, действующие в Республике Беларусь, СЭЗ являются комплексными зонами.
Цели и задачи каждой из СЭЗ определяются в зависимости от функционального типа СЭЗ, устанавливаемого соответствую-щим Положением о СЭЗ. В основном это привлечение и эффек-тивное использование иностранных и национальных инвестиций для создания и развития, ориентированных на экспорт, произ-водств, основанных на современных и высоких технологиях, а также эффективное использование имеющихся производственных площадей. Тем не менее, есть и специфические цели. Например:
» для СЭЗ «Гомель-Ратон» — это вовлечение в производ-ственную деятельность нетрадиционных ресурсов и источников энергии;
» для СЭЗ «Брест» — расширение производства потреби-тельских товаров и услуг;
» для СЭЗ «Минск» — повышение загрузки аэропорта «Минск-2″ и дальнейшее развитие воздушного сообщения;
» для СЭЗ «Витебск» и «Могилев» — развитие и обеспече-ние эффективного использование имеющейся инженерной и транспортной инфраструктуры;
» для СЭЗ «Гродноинвест» — трансформация в экономику региона передовых ресурсо- и энергосберегающих технологий.
В то же время, существуют нормы, ограничивающие приме-нение льготного режима к отдельным видам хозяйственной дея-тельности. Так, в СЭЗ «Могилев» и «Витебск» налоговые льготы не распространяются на торговую и торгово-закупочную дея-тельность резидентов СЭЗ. В СЭЗ «Минск», «Гомель-Ратон», «Гродноинвест» права и льготы также не распространяются и на предприятия общественного питания. В СЭЗ «Брест» не могут быть зарегистрированы в качестве резидентов государственные предприятия, учреждения и организации энергетики, железнодо-рожного, воздушного и другого магистрального транспорта и связи; налоговые льготы не распространяются на деятельность, связанную с игорным бизнесом.