18 Март 2011

Международные экономические отношения




Рассматривая вопрос о привлечении иностранного капитала, необходимо учитывать не только свои интересы, но и интересы иностранного партнера. Условия в стране, влияющие на приток капитала, складываются из широкого комплекса факторов, объе-диняемых под общим понятием «инвестиционный климат». Масштабность и эффективность использования привлеченных предпринимательских капиталовложений из-за рубежа напрямую связаны с созданием в стране благоприятного инвестиционного климата.
Инвестиционный климат — условия для приложения ино-странного капитала в данной стране. Определяется, прежде всего, экономическими факторами: природными условиями, в том числе запасами полезных ископаемых; уровнем квалификации и величиной средней заработной платы трудящихся; состоянием экономической конъюнктуры; емкостью внутреннего рынка и возможностью реализации товаров на внешнем рынке; состоянием кредитной системы; уровнем налогообложения; развитием производственной и социальной инфраструктуры; политикой го-сударства по отношению к иностранному капиталу; наличием за-крытых для него отраслей и регионов и льготных условий в дру-гих отраслях и регионах. Кроме экономических факторов при оценке инвестиционного климата учитывается политическая си-туация в стране: политическая стабильность, угроза крупных со-циальных конфликтов, состояние преступности и др.
Неблагоприятный инвестиционный климат имеет для страны, принимающей инвестиции, реальное денежное выражение, в котором исчисляются материальные потери вследствие неполу-чения значительных инвестиций и низкой эффективности рабо-тающих иностранных капиталовложений.
В настоящее время в большинстве стран мира создан благо-приятный инвестиционный климат для иностранных инвесторов. Законодательства многих государств признают право любых лиц (физических и юридических), независимо от их гражданства и национальности, осуществлять предпринимательскую деятель-ность и создавать фирмы на их территории.
Эффективной формой привлечения иностранного капитала являются свободные экономические зоны.
СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ
Современные международные экономические отношения невозможно представить без инвестирования капиталов в сво-бодные (или специальные) экономические зоны (СЭЗ). Сегодня в мире действует около 4000 различных видов свободных эконо-мических зон, что свидетельствует об огромной популярности подобных экономических образований в мире. СЭЗ играют важ-ную роль в стимулировании внешнеэкономических связей и яв-ляются инструментом общенационального экономического раз-вития; это одна из новых форм международного разделения труда.
Согласно Международной конвенции по упрощению и гар-монизации таможенных процедур, принятой в городе Киото
18 мая 1973 г., под свободной зоной (или «зоной-франко») пони-мается часть территории страны, на которой ввезенные товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами нацио-нальной таможенной юрисдикции и, следовательно, освобожден-ные от обычных в таких случаях процедур таможенного контроля и налогообложения.
В более широком толковании, характерном для междуна-родной практики, СЭЗ является частью национального эконо-мического пространства с преференциальной системой льгот и стимулов для хозяйствующих субъектов, не применяемой на остальной территории.
При создании специальных экономических зон могут быть использованы два концептуальных подхода: территориальный и функциональный. Согласно первому подходу льготным режимом пользуются предприятия и организации, расположенные на опре-деленной, специально оговоренной территории. Во втором случае льготы устанавливаются для определенных видов предпринима-тельской деятельности вне зависимости от места размещения фирм и предприятий, занимающихся этой деятельностью.
Выбор одного из этих двух подходов зависит от конкретных задач, которые государство хочет решить при образовании сво-бодной экономической зоны. Территориальный подход позволя-ет в большей мере решить проблему развития какого-либо регио-на, а функциональный подход — решить проблему развития оп-ределенных отраслей. На практике преобладает территориальный подход к образованию СЭЗ.
Льготы, предоставляемые иностранным инвесторам на тер-ритории специальных экономических зон, можно подразделить на четыре основные группы:
» Внешнеторговые льготы, предусматривающие упро-щенный порядок осуществления внешнеторговых операций, а также снижение или полную отмену экспортно-импортных по-шлин;
» Финансовые льготы, то есть установление низких цен на коммунальные услуги, снижение арендной платы за землю и производственные помещения, получение преференциальных го-сударственных кредитов;
» Фискальные льготы предусматривают стимулирование притока иностранного капитала за счет снижения или отмены на-логов на прибыль, доход, имущество;
» Административные льготы, которые предусматривают упрощенный порядок регистрации фирм, режима въезда и выезда граждан, оказание различных услуг, связанных с регистрацией фирм.