18 Март 2011

Международные экономические отношения




За счет привлечения ПИИ страны-получатели сегодня обеспечивают почти пятую часть валовых внутренних инвестиций в основной капитал по сравнению с 2% в начале 80-х годов. Критически важную роль в национальном инвестиционном процессе играют ПИИ для многих новых индустриальных стран и стран переходной экономики, включая Чили (62% всех инвестиций в основной капитал в
2000 г.), Аргентину (48%), Бразилию (31%), Чехию (45%), Болга-рия (41%).
Потоки портфельных инвестиций значительно уступают объемам международного кредитования, однако, по-прежнему являются важной формой участия многих развитых и развиваю-щихся стран в трансграничном движении капитала. Чистый приток портфельных инвестиций в развивающиеся страны в 1999 г. со-ставил около 60 млрд. долл., из которых 58% приходилось на вложения в ценные бумаги предприятий и 42% — на покупку об-лигаций. Характерно, что в том же году отмечался чистый отток кредитов на сумму более 26 млрд. долл. (в основном из стран Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна). Среди развиваю-щихся государств наибольшие объемы приращения инвестиций в ценные бумаги предприятий приходились на страны Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна (особенно на Южную Корею, Китай, Таиланд, Индонезию), тогда как к размещению облигаций среди зарубежных инвесторов прибегали преимущественно госу-дарства Латинской Америки (прежде всего Аргентина, Мексика, Бразилия) и Турция.
Для принимающей страны иностранные инвестиции имеют ряд существенных преимуществ по сравнению с другими формами международного экономического партнерства:
» во-первых, они служат источником вложения средств в производство товаров и услуг, обеспечивают трансферт техноло-гий, ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга;
» во-вторых, инвестиции, в отличие от иностранных зай-мов, не являются бременем внешнего долга, а, напротив, способ-ствуют получению средств для его погашения;
» в-третьих, прямые инвестиции содействуют наиболее эффективной интеграции национальной экономики в мировую благодаря возрастающим внешним контактам, производственному и научно-техническому сотрудничеству;
» в-четвертых, иностранные инвестиции дают положи-тельный эффект с точки зрения освоения зарубежного опыта управления, маркетинга, подготовки кадров;
» в-пятых, привлечение иностранных инвесторов ускоряет процесс разгосударствления, демонополизации экономики и формирования многообразных форм собственности и т.п.
Цели привлечения иностранного капитала весьма разнооб-разны и определяются теми приоритетами, которые имеет каждая страна. Большинство государств использует иностранные инве-стиции для индустриализации, повышения наукоемкости произ-водства, роста занятости населения и др. Многие развивающиеся государства строят на базе иностранного капитала стратегии им-портозамещения, а также экспортной ориентации производства.
Необходимо отметить также и причины вывоза капитала. К основным можно отнести:
» относительный избыток капитала в стране-доноре, что позволяет размещать капитал за границей в поисках сравнительно большей прибыльности;
» стремление к максимизации прибыли за счет более де-шевого за рубежом сырья, земли, рабочей силы, более низких на-логов и требований к охране природной среды, льготных креди-тов;
» завоевание рынка другой страны, который защищен та-моженными барьерами (такое поведение характерно для политики японских фирм в США). В этих случаях чаще возникают со-вместные с местными фирмами предприятия, и именно они ста-новятся наиболее характерной формой зарубежного предприни-мательства;
» в отдельных случаях вывоз товаров из стран- получате-лей иностранного капитала позволяет окольным путем проникать на рынки третьих государств, установивших эмбарго на продук-цию стран пребывания родительской корпорации. Например, Из-раиль и Южная Корея ввели запрет на ввоз автомобилей из Япо-нии. Но такой запрет не распространяется на импорт автомобилей, производимых в филиалах японских фирм, расположенных в США;
» внедрение результатов собственных научно-технических исследований и разработок, в том числе запрещенных у себя в стране.
Могут существовать и политические причины экспорта ка-питала, особенно государственного. Ведущие страны мира на-прямую заинтересованы в определенной эволюции новых госу-дарств, поэтому они используют экспорт капитала как политиче-ское средство давления на них, а уж затем как экономическую помощь. Цель такого экспорта капитала — не получение прибыли, а выполнение определенных политических и идеологических ин-тересов. Например, знаменитый план Маршалла преследовал цель не только помочь народам Западной Европы избежать нищеты, но и воспрепятствовать коммунистическому проникновению, защитить определенный образ общественной и политической мысли.