18 Март 2011

Международные экономические отношения




Промышленному образцу предоставляется правовая охра-на.
Товарный знак — это обозначение, позволяющее отличить товары и услуги одних лиц и фирм от однородных товаров других лиц или фирм. Товарные знаки могут содержать в себе слова, рисунки, символы и т.п. Товарный знак может быть признан не-действительным, если незаконно зарегистрирован или стечением времени утрачены основания для дальнейшего поддержания в силе его государственной охраны, например, он вошел во всеоб-щее употребление как обозначение товара определенного рода. Так едва не произошло с товарными знаками Аспирин, Рэнк ксе-рокс.
Лицензионная торговля, охватывающая сделки с ноу-хау и патентами на изобретения, является основной формой коммерче-ского трансферта технологий. В современных условиях подав-ляющая часть лицензионной торговли приходится на продажу беспатентных лицензий. Это связано с экономией на проведении дополнительных НИОКР и расходов на внедрение в производство. Поэтому наибольшее распространение в международном трансферте получили лицензионные соглашения, предусматри-вающие комплексный технологический обмен с представлением ноу-хау и инжиниринговых услуг по промышленной реализации передаваемой технологии. Второе место занимают лицензии на ноу-хау и только третье — чисто патентные лицензии, не преду-сматривающие передачи ноу-хау. Это объясняется, в частности, тем, что при современном уровне развития техники освоение большей части изобретений без предоставления ноу-хау, т.е. опыта и знаний, которыми располагает фирма-продавец, либо вообще невозможно, либо ведет к непроизводительным затратам времени и средств. Поэтому ноу-хау являются основным объектом не только лицензий, но и других форм передачи технологии.
Разновидностью международной торговли лицензиями яв-ляется франчайзинг. Франчайзинг — система передачи или про-дажи лицензий на технологию и товарный знак. Продавец (фран-чайзер) не только передает покупателю (франчайзи) право на ис-пользование торговой марки, но и оказывает ему постоянную по-мощь в ведении бизнеса. Эта помощь выражается в оказании тех-нических услуг, подготовке кадров и повышении их квалифика-ции, управлении предприятием за определенную плату и т.д.
По существу, продавец и покупатель в этом случае действуют как вертикально интегрированная фирма, филиалы которой взаимосвязаны и производят для потребителя часть товаров и ус-луг. Особенно характерно это для комплексного франчайзинга, который предусматривает полное обеспечение дилера, включая маркетинг, руководство эксплуатацией предприятия, стандарты и контроль качества продукции.
Преимущества франчайзинга:
» сохранение у франчайзи статуса юридического лица и права собственности на принадлежащее ему имущество даже при фактическом превращении этого ранее независимого предприятия в своеобразную дочернюю фирму известной компании;
» возможность получения небольшой фирмой поддержки от франчайзера при обращении за кредитом в банк или при вре-менных трудностях в расчетах с кредиторами (франчайзер может выступить поручителем);
» использование имиджа фирмы, уже завоевавшей авто-ритет у клиентов, гарантирует быстрое признание у клиентов;
» гарантированная помощь в менеджменте, маркетинге, исследованиях и разработках;
» бесплатная взаимная поддержка рекламой и осуществ-ление помощи друг другу при осуществлении поставок сырья и компонентов, запчастей, сбыта готовой продукции.
Оценочная стоимость продукции, выпускаемой в различных странах мира по иностранным лицензиям, составляет 350-400 млрд. долл. Лидирующее положение в качестве экспортеров ли-цензий занимают экономически развитые страны, на которые приходится более 80% мирового экспорта лицензий. При этом на США приходилось около 2/3 указанного экспорта, далее следуют страны ЕС. В последние годы Япония из нетто-импортера лицен-зий превратилась в экспортера технологий. На нее приходится уже более 5% мирового экспорта технологий.
Подавляющая часть лицензий импортируется также эконо-мически развитыми странами. На развивающиеся страны прихо-дится лишь менее 20% мирового экспорта лицензий, что объяс-няется малой емкостью их технологического рынка [3].
Что касается отраслевой структуры мирового рынка техно-логий, то большая часть мировой торговли лицензиями прихо-дится на: электротехническую и электронную промышленность — 19%, общее машиностроение — 18%, химическую промышлен-ность — 17,4%, транспортное машиностроение — 10,2% всего объ-ема коммерческих операций. Влияние международного обмена технологиями на развитие обрабатывающей промышленности в 3 раза выше, чем на развитие экономики в целом [2].