18 Март 2011

Международные экономические отношения




На коммерческой основе покупатель оплачивает передаваемые продавцом научно-технические знания. На коммерческой основе осуществляется продажа патентных и ноу-хау лицензий; лизинг; инжиниринг; консалтинг; координирование и кооперирование НИОКР; создание совместных предприятий, если они сопровож-даются потоком инвестиционных товаров; продажа воплощенных технологий и др.
Существует также нелегальная передача технологий в форме промышленного шпионажа и технического пиратства — массового выпуска и продажи товаров-имитаций.
Основная форма международного обмена научно-техническими достижениями — лицензионная торговля, предме-том которой являются патентные и беспатентные (ноу-хау) ли-цензии на передачу изобретений, технологического опыта, про-мышленных секретов и коммерческих знаний, на использование товарных знаков и т.д.
Лицензия — это разрешение продавца (лицензиара) на ис-пользование другим лицом — покупателем (лицензиатом) изобре-тения, технологических знаний, технологии, производственного опыта, секретов производства, торговых марок, которые необхо-димы для производства коммерческой и иной продукции в течение определенного срока (в среднем 5-7 лет) за обусловленное возна-граждение.
Различают патентные лицензии, т.е. предоставление права использования запатентованного изобретения, и беспатентные (ноу-хау) лицензии, дающие право на использование научно-технических достижений.
Патент — документ, выданный государственным органом изобретателю, удостоверяющий его авторство и исключительное право на использование изобретения. По оценкам экспертов ООН, покупатели платят за приобретенные лицензии 1-10% стоимости реализованной продукции, выпущенной на основе лицензионных соглашений. Патентование способствует защите от «пиратства» и недобросовестной конкуренции. Особенно пиратство распространенно на рынке программного обеспечения, а также в области использования фирменных наименований и товарных знаков. В Бразилии «компании-призраки» специализируются на регистрации общеизвестных товарных знаков с целью вступления в переговоры с их законными владельцами и извлечение из этого прибыли. Всего так было зарегистрировано 6000 знаков (Сузуки, Ренаулт и др.).
По объему прав, передаваемых лицензиату, различают:
» простую лицензию, по договору которой лицензиар разрешает использовать изобретение, оставляя за собой право как самостоятельного использования, так и продажи аналогичных лицензий третьим лицам (распространена в сфере массового про-изводства и широкого потребления);
» исключительную лицензию, по договору которой ли-цензиату предоставляются исключительные права на использова-ние изобретения в пределах, оговоренных в соглашении, и лицен-зиар уже не может выдать аналогичные по условиям лицензии другим лицам, но оставляет право самостоятельного использова-ния лицензии (характерно для несерийных товаров);
» полную лицензию: лицензиар уступает все права на ис-пользование научно-технического достижения в течение срока действия соглашения и отказывается от самостоятельного ис-пользования лицензии (применяется редко).
За предоставление права на использование предмета лицен-зионного соглашения лицензиат выплачивает лицензиару лицен-зионное вознаграждение.
Формы выплаты лицензионного вознаграждения:
» роялти — оговоренное участие в прибыли, т.е. периоди-ческое отчисление от дохода покупателя в течение всего периода действия лицензионного соглашения. В виде роялти осуществля-ется 90% всех лицензионных платежей;
» паушальный платеж — единовременный платеж, не связанный во времени с использованием лицензии, а устанавли-ваемый заранее на основе экспертных оценок (обычно для стран с неустойчивой экономикой и малознакомыми партнерами);
» комбинированные платежи — включают первоначаль-ную сумму в виде паушального платежа (обычно 10-15% от об-щей цены лицензии) и последующие периодические отчисления (роялти).
По категории предмета сделки различают лицензии на на-учно-технические знания (изобретения и ноу-хау), промышленные образцы, торговые знаки и различные виды услуг.
Ноу-хау (know how) — предоставление технического опыта и секретов производства, включающих сведения технологического, экономического, административного, финансового характера, использование которых обеспечивает определенные конкурентные преимущества. Законодательство многих стран определяет ноу-хау как организационную или коммерческую информацию, со-ставляющую секрет производства.
Промышленный образец — художественное или художест-венно-конструкторское решение, определяющее внешний вид из-делия.